Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




8. Свойства рассказа.

Главным средством обучения детей Священной истории служит устный рассказ законоучителя, а потому этот рассказ должен обладать такими свойствами, которые содействовали бы наилучшему достижению цели как по своему внешнему построению, так и по внутренним качествам. Рассказ производит нужное впечатление, если он, прежде всего, ведется совершенно свободно, без запинок, без поправок, без заиканий и без других недостатков. Свобода рассказа достигается твердым знанием преподавателем как материала, так и объема передаваемого ученикам

Конечно, всякий законоучитель знает Священную историю, особенно в размере программы начальной школы, но это знание не избавляет его от обязанности подготовки к каждому уроку, так как без приготовления можно сказать или слишком много, т. е. сообщить ученикам такие подробности, которые не принося существенной пользы делу, обременят лишь память детей, или же наоборот, - слишком мало, и оттого рассказ выйдет сухим и безжизненным. Во время хода урока преподаватель непременно почувствует неправильность принятого им размера, начнет делать поправки и запутается еще больше. Для достижения свободы рассказа необходимо предварительно провести его не только в уме, но и устно со всеми оттенками мысли и выражениями; в противном случае всегда возможны остановки и затруднения в ведении урока, которые обычно исправляются заглядыванием в учебник, а это явление портит все впечатление от урока и роняет значение учителя в глазах учеников. Свободный рассказ не может быть заменен чтением по книге, так как чтение не достигает и половины результатов устной передачи. Рассказывающий передает как бы свое, от сокровища своего сердца, а читающий уподобляется бездушному инструменту, который кем то приведен в действие и передает чужие слова. Иное дело чтение каких либо повествований из жизни праведников в развитие и в дополнение к проведенному уже уроку. Такое чтение возможно, но самый урок может быть веден только в виде свободного устного изложения.

Последний способ сверх своей внутренней пользы имеет значение и в смысле соблюдения классной дисциплины. При чтении по книге преподаватель погружен в свое занятие и не замечает, что делают учащиеся. Среди последних всегда находятся непоседы или шалуны, которые нарушают классный порядок и нередко увлекают за собой весь класс. Всякий устный рассказ ведется для слушателя. Отсюда вытекает необходимость говорить настолько громко, чтобы все учащиеся могли слышать то, что им преподается. При очень тихом произношении учащиеся вначале напрягают свой слух, а потом скоро утомляются и совсем перестают слушать. Но и чрезмерно громкая речь рассеивает внимание учащихся.

В этом отношении необходимо найти нужную степень напряжения голоса, и сообразно с условиями помещения вести беседу с учащимися, приучая и последних к надлежащей силе звучности произношения. Речь однако может быть громкой и в то ж время невнятной в том случае, если говорящий скрадывает слова, или чаше всего, окончания слов. Этот недостаток обыкновенно замечается при чтении молитв учащимися, но от него не избавлены и вообще все люди. В нашей обыденной беседе скрадывание слов и окончаний не имеет особенно важного значения, так как мы, во первых, догадываемся по началу предложения или слова о его окончании, а во вторых, имеем возможность переспросить собеседника о смысле произнесенной им фразы.

Ни той, ни другой возможности школьник не имеет, а потому будет несравненно полезнее для дела, если преподаватель будет следить во время урока не только за смыслом своей речи, но и за ее отчетливостью. Конечно, эта правильность выговора не должна мешать выразительности и естественности устной беседы, не должна препятствовать тем переливам голоса, какие слышатся в обычном разговоре, так как в противном случае рассказ переходит, в однотонный сухой речитатив, наводящий скуку и сон на слушателей. Этого речитатива быть не может, если сам рассказывающий проникается смыслом и чувствами, содержащимися в повествовании, когда он близко принимает к сердцу те события, о которых он говорит учащимся, как происходящие с ним самим или с людьми ему близкими, родными.

При одушевлении рассказывающего может явиться в его речи излишняя быстрота, так как обычно мысль бежит впереди слова, и ее приходится сдерживать в известные моменты. Отсюда вытекает свойство учебного рассказа-медленность. Это свойство нужно в школьном рассказе потому, что дети думают и соображают относительно новых для них предметов не быстро и не могут следить за быстрой сменой слов в речи. Они пропускают многое из того, что предлагается их вниманию, и потому весь рассказ запутывается в их сознании, особенно в том случае, если преподаватель говорит книжным языком, с обилием славянских слов и старинных оборотов или вставляет в рассказ объяснения. рассуждения и нравоучения.

Книжная речь трудна для учащихся, а различные отступления, как бы высокоучены и как бы высоконазидательны они ни были, нарушают естественную последовательность изложения и мешают цельности впечатления. Библейский рассказ должен быть прост и приноровлен к слушателю. Бог дал Свое откровение всем, без изъятия, людям; слово Божие спасительно для всех, и потому сильные должны носить немощи немощных, разумеющие Писание нравственно обязаны приближать его к пониманию малосведущих, не призирая их, как несведущих закон и проклятых от Бога. Всякий уразумевший часть закона, неминуемо возжелает знать и большее, а стремление к знанию может явиться лишь вследствие простоты и доступности учения. Простота действует ободряющим образом на умственную сторону всякого учащегося, но при изучении закона Божия имеется в виду главным образом сторона нравственная; пробуждение в детях стремления к подражанию библейским образцам. Это желание может быть воспитываемо путем воздействия на детское воображение.

Способом воздействия на воображение служит наглядность рассказа. Наглядность состоит в том, что слушающий, под влиянием рассказа, переносится душой в те места, где происходит действие, очерчиваемое рассказывающим, видит действующих лиц, слушает как бы их собственные слова и переживает в душе руководившие ими чувства. Детское воображение вообще работает напряженно; каждый ребенок живо воображает себя то тем, то другим действующим лицом, и пережитое в воображении действует на детскую душу иногда не менее пережитого в действительности. Способность рассказывать наглядно и увлекательно дается некоторым людям от природы, но развитие этой способности в известной мере доступно каждому человеку и для учителя весьма полезно. Достижению некоторой наглядности в повествовании о библейских лицах и событиях содействует описание местности, где то или другое событие совершилось, характеристика действующих и окружающих их лиц, приведение их речей в личной форме и описание их наружного вида и одежды и домашней обстановки, и вообще представление событий в исторической перспективе.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»