Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




7. Расположение учебного материала.

В преподавании закона Божия различаются три системы расположения учебного материала: поступательная, концентрическая и совместная. Поступательная форма в доброе старое время состояла в отметке учителя по книжке: от сих до сих, а в новое-в последовательном рассказывании в пределах учебника и в задавании по нему для заучивания статьи за статьей. По концентрической форме св. история проходится в школе несколько раз, в различном объеме: на первом году - кратко, на втором - несколько подробнее, а на третьем еще полнее.

В методиках немецкого происхождения число концентров доходит до восьми. Совместная система заключается в объединении сведений из всех отделов курса закона Божия при прохождении св. истории. Не мгновенно явились все три перечисленные системы, они выработались путем долголетнего опыта, путем искания наилучших способов для сообщения детям полезных сведений, и потому все три системы преподавания в известной степени применимы к прохождению св. истории в школе. На первом годе обучения требуется и существом дела, и школьными программами ознакомить учащихся с основными истинами богооткровенного учения, а потому является необходимым прохождение с детьми некоторых рассказов из священной истории. Те же рассказы, с большим содержанием и с приведением в согласный, стройный порядок этих рассказов с другими, новыми, проходятся и во втором отделении школы.

Таким образом концентрическая система необходимо выступает на первом годе обучения, заменяясь на втором-поступательной. Приурочение к священной истории сведений из прочих отделов курса закона Божия возможно лишь при знакомстве учащихся со всеми этими отделами и уместно толико в старшем отделении школы, при повторении всего курса. Все три системы преподавания священной истории могут применяться в разные годы учения в начальной школе, но так как священная история главным образом проходится на втором году обучения, то преимущественной формой преподавания ее служит поступательная. В средней школе положение дела видоизменяется. Там младший приготовительный класс служит заменой младшего отделения начальной школы, старший приготовительный заменяет среднее отделение, с прохождением священной истории в кратких чертах, и два класса - первый и второй посвящаются прохождению довольно подробного систематического курса священной истории ветхого и нового завета.

Таким образом в средней школе концентрическая система проводится с полной последовательностью, а в начальной чередуются все три системы. Сообразно применению поступательной системы преподавания употребляется и форма последней - повествовательная или акроаматическая. Для возбуждения воображения, для увлечения учащихся на путь подражания добрым поступкам библейских лиц наилучшим средством служит рассказ преподавателя, а для скорейшего и правильного усвоения содержания учащимися, для возбуждения их внимания и припоминания пройденного вопросы учителя и ответы учеников.

Следовательно, сначала применяется повествовательная форма, а потом, при т. н. катехизации рассказа, катехизическая. При этоим необходимо всегда иметь в виду степень развития учащихся, трудность разсказа для запоминания и степень его занимательности. Сообразно этим данным может быть проведен без разделения на части и довольно большой рассказ и расчленен-меньший. Что развитыми детьми усваивается без особенных затруднений, то может потребовать не малого труда от учащего и учащихся при слабом развитии последних. Ясно, что в школе с умственно развитыми детьми законоучитель может многие рассказы из священной истории передавать целиком, без дробления на части, а с отсталыми учениками приходится делить каждый рассказ на более или менее дробные отделы и тем облегчать учащимся труд усвоения рассказа. Чем меньше части рассказа, тем легче они запоминаются учениками, но и тем меньшее впечатление производят на их воображение эти кусочки.

Обычно на детей производят сильное впечатление: братоубийство и проклятие Каина, история Иосифа, Моисея, Рождество Христово, проповедь Предтечи, страдания Спасителя, Воскресение Его, если эти рассказы передаются целиком. Дети слушают, затаив дыхание, если не перерывается нить изложения. Если же эти рассказы передают по небольшим отрывкам, то внимание детей ослабевает, интерес понижается, и впечатление получается безжизненное, слабое. Однако, как бы ни был увлекателен рассказ, как бы внимательно ни слушали его дети, как бы благотворно ни действовал на их воображение, он необходимо должен быть усвоен учащимися или заучен ими.

В средней школе, где учащиеся обладают значительным запасом слов и оборотов, рассказ учащего воспроизводится без особенных трудностей. Но в начальных училищах, где при прохождении курса священной истории детям приходится встречаться со множеством новых понятий и новых слов, запоминание священно-исторического рассказа требует повторения его посредством исчерпывающих содержание его вопросов, более частных сначала и более общих потом. При таком повторении с необходимостью применяется вопросо-ответная или катехизическая форма. Чем менее занимателен рассказ, тем труднее достигается запоминание его учащимися, тем дробнее приходится ставить вопросы при его повторении. Таковы, напр., рассказы: о разделении царства еврейского на иудейское и израильское, пасха еврейская, период правления судей. Эти и подобные им рассказы приходится повторять по таким вопросам, на которые ответ заключается лишь в одном предложении или даже в повторении вопроса с добавлением лишь одного-двух слов.

В начале занятий с детьми, на первом годе обучения, необходимо и слова размещать в вопросе в таком порядке, в каком они должны следовать в ответе, так как ученики первогодники обычно набирают предложение словно человек на плохо знакомом ему языке. Путем же давания детям готового материала и готовой формы ответа дети научаются правильно выражаться посредством как называемого натурального, наиболее действительного или продуктивного метода. Этим методом ошибки предупреждаются, а не исправляются. Не может быть сомнения в том, что первый путь ближе ведет к достижению намеченной цели, чем второй, а задача преподавателя состоит не в том, чтобы ученики блуждали по распутьям и закоулкам, а чтобы шли прямым путем, Кроме трех систем расположения материала Свящ. истории, названных в настоящей главе, некоторыми отдельными педагогами, а в том небольшом числе и гр. Л. Н. Толстым, рекомендуется преподавание закона Божия посредством чтения книг Священного Писания. Этот способ, в соответствие с таковым. же, рекомендовавшимся в гражданской истории, может быть назван реальным.

В преподавании гражданской истории - он был оставлен вскоре после первых попыток проведения его в жизнь школы, как непригодный, но нашел себе приют в мыслях преподавателей закона Божия. Этот метод привлекает к себе преподавателя своей легкостью и дает последнему возможность прикрываться весьма благовидным объяснением: я преподаю закон Божий не по книжкам заблуждающихся людей, а по первоисточнику истины, по книгам Священного Писания. Но это заявление лишь призрачно прикрывает нежелание заявляющего приложить труд к подготовке урока, так как чтение книги несравненно легче устного изложения. Против ведения занятий посредством чтения достаточно сказать, что таким способом учили народ фарисейские раввины, и народ их лишь боялся, а Спаситель учил устной проповедью, и за Ним всюду ходило множество слушателей. Конечно, пока христианские дети из школы не уйдут, но подражение врагам Христовым в учении вере Христовой неуместно и вредно, так как этот метод противоречит основному дидактическому правилу учи устно.

Священное Писание должно читаться в школе, но с назидательной целью, а не с учебной. Это чтение уместно при совершении общей молитвы и при беседах священника в праздничные дни, когда слушатели выделяют время, согласно заповеди Десятословия, для Господа. Тогда оно может оказать свое влияние на души слушающих, но учебной книгой Библия, при нынешнем взгляде на книгу вообще, быть не может. Была пора, когда книга почиталась, как святыня, тогда уместно было учение по Часослову и Псалтири. Теперь же прошлого возвратить нельзя, и употребление священных книг в школе низводит их в глазах учащихся на степень обычного учебника с картинками, с шутками, с побасенками. Место Евангелия не в парте и не в сумке, а на престоле и на божнице.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»