Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




14. Внутренняя связь всей священной истории.

Довольно давно было отмечено то грустное явление, что православные ученики русских школ заучивают параграфы учебника закона Божия, а иногда и целые отделы из Библии, без всякого разумения взаимоотношений между отдельными отрывками. Оттого знания учащихся ограничиваются уменьем воспроизвести рассказы: о потопе, о призвании Авраама, о снах Фараона, но последовательно ученики не могут даже вкратце рассказать ничего ни о Ное, ни об Аврааме, ни о Моисее, ни о Спасителе.

Можно спросить учащихся о рождении Иисуса Христа, о поклонении волхвов, об отроке Иисусе во храме, о первом чуде, но о Христе ученики, по их заявлению, "не учили". В то время, когда гражданская история стремится не только как наука, но и как предмет преподавания, установить генетическую связь в своем целом, священная история остается в виде отдельных листочков летописи. Самое большее, что сообщается учащимся в школе о священной истории, сводится к одной фразе:

Священная история есть история домостроительства нашего спасения. Ученики, конечно, не понимают искусственного слова -домостроительство, забывают всю фразу, и тем обобщение священной истории кончается. Изучаются отрывки о снах фараоновых, о пропаже ослиц у Кифа, о разборе дела двух блудниц Соломоном, а о домостроительстве нашего спасения более не упоминается. Вследствие такой постановки дела учащиеся средних учебных заведений при повторении священной истории в старших классах задают вопрос законоучителю, если они ему доверяют и не боятся доноса по начальству: "зачем мы это все учим?" Этот вопрос непременно должен явиться вследствие отсутствия объединения священно-исторических повествований в школьном преподавании.

Если гражданская история рассматривается как цепь причин и следствий, то священная история никак не может быть преподаваема в виде случайных событий, бессвязной смены лиц и действий. В ней все должно быть освещено одной общей идеей, и факты должны вытекать из предыдущего, как необходимое следствие, как произведение всемогущей неизменяемой воли. Священная история начинается с грехопадения первых людей, вступлением к чему служит повествование о сотворении мира и о жизни первых людей в раю, и кончается проповедью апостолов после сошествия на них Святого Духа. Хронологически она разделяется на две части: на историю ветхого и на историю нового завета. Основанием первого служит вера в будущего Мессию, а второго- вера в пришедшего Спасителя мира. Поэтому та и другая священная история составляют одно нераздельное целое с постепенным нарастанием добра во всеобщем сознании человечества, в понимании добра людьми. Грехопадение, как показывает самое слово, есть падение сверху вниз, в пропасть. Для выхода из этой бездны необходимо прежде всего сознание того, что пребывание в ней хуже пребывания на свободной высоте. В раю люди блаженствовали, но это блаженство зависело не от них самих, а от Бога. Человек был царем земли, но он владел землею не своею силой, а по благодати Божией. Человек захотел жить без Бога и ринулся в глубокую пропасть зла и греха.

Для побуждения человека к выходу из этой пропасти Бог отнял от него те особенные милости, какими человек пользовался в раю; как неизбежное следствие греха человека явилось его подчинение неизменным законам необходимости: тлению, болезни, борьбе. Живя такой несчастной жизнью, человек то сознавал необходимость выхода из нее, то считал в ослеплении свое положение нормальным. Для сохранения истины Господь оделял допотопных патриархов долголетием. Когда все человечество не только в делании, но и в понимании добра совершенно извратилось, Господь истребил всех людей на земле, за исключением лишь одной семьи, потопом. В послепотопное время отдельные личности веровали в необходимость избавления от греха, но преемственно эта вера сохранилась лишь в семье Авраама. Не вследствие особенной любви Бога к потомству этого праведника, а в силу способности только одной этой семьи к сохранению веры в искупление и в Искупителя, Господь выделил один только еврейский народ и его сделал посредником между Собою и прочим миром. Хотя и евреи на деле уклонялись от истины, но мысль о едином милосердном Боге-Искупителе никогда не уничтожалась в них. Вера в Мессию лишь потемнялась, но не исчезала. Сознание необходимости явления Спасителя назревало все более и более, а Господь постепенно помогал людям уяснять эту мысль и открывал через пророков о времени, о месте, об учении и о жизни Искупителя. Весь ветхий завет сосредоточивался на ожидании Спасителя, на постепенном раскрытии любви Божией к людям, хотя люди часто и отвергали ее, а новый завет-в исполнении всех ожиданий ветхозаветных праведников, в полном воплощении Божественной любви. Таким образом, основой преподавания священной истории является мысль о том, как

Господь любил, любит и бесконечно будет любить всех людей. Конечно, эту мысль не следует постоянно повторять перед каждым рассказом из священной истории или после него, но в ней должно объединяться все содержание ветхого и нового Завета. Такое объединение способно помочь учащимся в деле усвоения священной истории, как целостного знания и как руководства в собственной своей жизни. Кроме этого внутреннего объединения есть внешние средства главным из которых служит повторение нескольких отдельных повествований и установление между ними связи. Так напр., возможно обобщить под одним заглавием все чудеса Спасителя, все Его притчи, все время до явления Его на проповедь, время допотопное, послепотопное и т. д. Главным объединяющим Лицом обоих заветов служит Иисус Христос, а потому вся история проявления любви Божией к человечеству всего естественнее может быть названа историей нашего спасения. При такой постановке преподавания ветхий и новый Завет становятся нераздельным целым.

Краткая история спасения человечества и в частности история земной жизни Спасителя должна быть известна всем учащимся, начиная с младшего отделения начальной школы. Знать эту историю необходимо связно, последовательно, а не в виде отдельных статей, относительно отдельных моментов жизни Богочеловека. Такое знание может быть приобретено главным образом посредством устных бесед законоучителя с детьми о Том, Кто их любил, обнимал и благословлял. В этих беседах главное место в припоминании пройденного должно принадлежать учащимся. Пусть говорят больше они, а законоучитель лишь направляет их ответы. Чем чаще производится такое повторение и обобщение пройденного, тем глубже и тем сознательнее укореняется в умах учащихся история нашего спасения.

При таком повторении возможно установление последовательности событий по времени и по месту. Как то, так и другое также могут оказать свою долю помощи в объединении и в обобщении священной истории, в проведении чрез весь ряд повествований указания на промысл Божий о мире и о человеке не следует бояться того, что постоянное повторение истории нашего спасения может кому либо наскучить. Даже произведения классических писателей никогда не наскучивают, хотя читающий знает их содержание. Рассказ о любви Божией к людям настолько многосодержателен, что при каждом повторении он становится лишь понятнее и занимательнее.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»