Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Необходимость сознания цели преподавания
• Цель преподавания Священной истории
• Отношение Священной истории к прочим предметам курса Закона Божия
• Сходство и различие Священной истории с историей вообще
• Общий характер преподавания Священной истории
• Язык преподавания
• Расположение учебного материала
• Свойства рассказа
• Порядок урока
• Свойства объяснения
• Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей
• Заучивание
• Применение
• Внутренняя связь всей священной истории
• Возражения против священно-исторических повествований
• Наглядные пособия
• Часть вторая. Конспекты уроков по Священной истории
• Новый Завет
• Приложение
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Часть вторая.
Конспекты уроков по Священной истории.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

В настоящих конспектах не излагаются самые рассказы из священной истории, а лишь предлагаются:

  1. указание по библии книги, главы и стиха, в которых говорится о данном событии;
  2. план рассказа;
  3. повторительные вопросы;
  4. нравственный вывод
  5. примечания, заключающие в себе или указания на главную суть рассказа, или на возражения против него, или на то, что в нем трудно, легко, занимательно и скучно для учащихся.

Язык конспектов в примечаниях сжатый и отрывочный. Причина такого изложения - желание дать необходимое, без затруднения читающего. Конспект не повесть для чтения, а справочная книжка, просматриваемая, при недосуге, наскоро. Помещенные в конспектах планы и повторительные вопросы пригодны для задавания учащимся письменных работ по Закону Божию, планы для старших отделений, а вопросы для среднего и даже для младшего к концу первого года учения, так как при изложении рассказа по вопросам, предварительно выписанным на классной доске, от учащихся требуется лишь повторение вопроса и добавление одного или двух слов. Такой труд посилен учащимся и полезен для них. Он содействует запоминанию рассказов посредством зрительной и отчасти двигательной памяти и в то же время вызывает в учащихся самодеятельность. Письменные работы по закону Божию применяются редко, но они безусловно полезны.

1. Сотворение мира.
Быт. 1 и 2 гл. ст. 1-25.

План. Объяснение понятия видимый мир. Его временность. Любовь Божия - первопричина создания вселенной. Дни творения. Особенности сотворения людей. Жизнь их в раю. Особенные райские деревья.

Вопросы. Что называется видимым миром. Всегда ли был мир. Кто был сначала. Каким поэтому называется Бог. Зачем сотворил Бог весь мир. Во сколько дней. Что сотворил в первый, второй... После чего сотворил человека. Как Бог творил все в мире. Как создал человека. Что Бог вдунул в тело человека. На кого человек похож душой. В чем это сходство. Какое имя дал Бог первому человеку. Как сотворил жену. Кто ей дал имя и какое. Где жили Адам и Ева. Как жили. Какие особенные деревья были в раю. Какую Бог дал заповедь.

Вывод. Бог сотворил весь мир по своей любви. Он знает и любит каждого из нас. Нужно ценить эту любовь выше всего.

Примечания. Рассказ о сотворении мира не вполне соответствует детскому уму, склонному к восприятию картин меньшого размера, чем грандиозная история мироздания. Поэтому необходимо этот рассказ передавать возможно живее, нагляднее и с развитием в подробностях, чтобы детское воображение встретило знакомые предметы и с ними связало общую картину. Со стороны возражений на историю мироздания выпадает очень много вопросов. Возражают относительно сотворения в первый день света. По науке свет не вещество, а своеобразное движение вещества. Ответ на это возражение-Бог в первый день велел явиться этому движению в первозданной материи, с временными перерывами в одном месте при возобновлении в другом. Это и были вечер и утро до сформирования солнца и звезд. Вначале сотворены небо и земля, а второй день-небо. Это кажется возражателям противоречием. Но вначале Бог сотворил пространство, заключавшее в себе будущие мировые тела и безвоздушные бездны между ними. Во второй же день выделился земной шар из общей массы и между первой и последним образовалась твердь. Возражение о невозможности существования растений без солнечного света падает ввиду существования светового движения среди всей первообразной небесной массы, ее свечения. Гипотеза о образовании солнца прежде земли в последнее время заменяется обратной гипотезой Фая. О дальнейшем изложении порядка творения мира даже самые ярые отрицатели отзываются в положительном смысле.

2. Грехопадение и его последствия.
Быт. 3, 1-24.

  1. Заглавное понятие. Зависть диавола, Его разговор с Евой. Грех Евы и Адама. Суд Божий и первоевангелие.
  2. Кто позавидовал счастью первых людей. Кто такой диавол. Кем он сделался. С кем начал говорить. Что он спросил Еву. Что ответила Ева. Чем соблазнил он Еву. Что сделали Адам и Ева. Что они сделали перед приходом Бога. Что спросил Бог. Что говорил Адам... Ева. Что Бог сделал диаволу, Адаму, Еве. Что обещал людям.
  3. Хорошо слушаться Бога, а без Бога плохо жить.

В объяснении соблазна полезно ввести понятие о добре и зле по отношению к самим людям. До грехопадения люди всецело отдавались на волю Божию. Бог сам указывал им, как мать детям, что для них добро и что зло. Дьявол смутил людей возможностью полной самостоятельности, полной свободы воли, и привел к подчинению ее злу. При этом рассказе обычно дается вопрос: зачем Бог сотворил людей с возможностью падения, хотя Бог мог бы сотворить их с возможностью только добра. Удовлетворительного ответа на него никем еще не дано, и потому, вместо схоластических доводов, ни для кого не убедительных, лучше сказать: "эта тайна Божия". Такой ответ вызовет лишь смирение, но не уронит св. истории в глазах учащихся. О последствиях греха и о значении благодати в деле спасения дети не думают, и поднимать этот трудный вопрос не следует.

3. Каин и Авель.
Быт. 4, 1-17.

  1. Рождение Евой двух сыновей. Их характер и занятия. Жертвоприношение. Злоба Каина и убийство им Авеля. Наказание Божие Каину.
  2. Кто родился у Адама и Евы после изгнания из рая. Как назвала Ева первого сына. Почему Каином. Как и почему назвала второго. Чем занимался каждый из них. Зачем люди приносили жертвы. Что принес в жертву Каин и что Авель. Почему Бог принял жертву Авеля и не принял Каина. Что сделал Каин с Авелем. Чем наказал Бог Каина. Что сделал Каин. Чем утешились Адам и Ева. Какой сын был Сиф.
  3. Каин позавидовал Авелю и убил его. Как нужно жить со своими братьями? Хорошо ли завидовать?
  4. Дети обычно спрашивают: почему узнал Каин о не угодности его жертвы Богу? Во многих руководствах поясняется: по направлению дыма от жертвы. Но это объяснение слишком грубо и едва ли верно. Когда наша молитва искренняя, мы душой радуемся, и наоборот. Святые при молитве всегда испытывали радость, как напр., преп. Серафим. То же душевное состояние могло быть и у двух первых братьев.
Второй вопрос: на ком Каин женился? На сестре. Библия не дает никаких оснований для утверждения о существовании других людей, кроме потомства Адама. Какое животное принес Авель? В ст. 2 Быт. 4 сказано: был Авель пастырь овец, а в ст. 4-Авель принес от первородных стада своего. Отсюда вытекает, что принес барашка.

4. Всемирный потоп.
Быт. 6, 7-9. 1.

  1. Происхождение всех людей от Адама и Евы. Потомство Каина и Сифа и их отличительные черты. Полная развращенность людей. Повеление Божие Ною. Сорокадневный дождь. Гибель всех людей. Конец потопа. Выход Ноя из ковчега и жертвоприношение. Обетование Божие.
  2. От кого размножились люди на земле. Какие люди народились от Каина и какие от Сифа. Как жили те и другие. Как стали сходиться друг с другом. Какими стали все люди. Кто остался праведным. Что велел Бог сделать Ною. Кого велел взять. Что случилось, когда Ной вошел в ковчег. Сколько времени шел дождь. Когда и где остановился ковчег. Через сколько времени вышел Ной. Что он сделал. Что Бог обещал ему.
  3. Ной прежде всего молился Богу за свое спасение, благодарил за милость Божию. Нужно всегда благодарить Бога за его милости.
  4. Само заглавие детям непонятно, но оно выясняется в рассказе. Против потопа возражаютъ: не могли в ковчеге уместиться все животные. Но некоторые виды могли сохраниться в зародышах-пресмыкащияся, насекомыя; многие виды могли развиться после потопа из древних видов, чудовища-динозовры, атлантозавры, мамонты исчезли с земли.

По исчислению голланца Янсена, в 1609 г., пропорция ковчега,-75 с. дл., 12 1/2 ширины и 7 1/2 саж. высоты, на 1/2 вместительнее обычный формы корабля. Мог ли сам Ной додуматься до такой целесообразности? Это довольно сильное доказательство чудесности. Арарат-7 в. вышины; предполагают, что он находился не на Кавказе, а в Гиммалайских горах. Кавказский Арарат получил свое имя позднее.

5. Дети Ноя.
Быт. 9, 20-27.

  1. Место жительства Ноя. Его опьянение. Смех Хама и почтительность Сима и Иафета. Последствия этого события.
  2. В какой стране остановился ковчег. Что сделал Ной из винограда. Что сделалось с Ноем. Кто первый увидал его. Что сделал Хам. Что сделали Сим и иафет.Что сделал Ной, когда проспался.
  3. Ной проклял Хама, и не было ему счастья на земле. Как нужно относиться к отцу с матерью? Непочтительные дети всегда несчастны. Бойтесь ослушания отцу с матерью.
  4. Обычно сыновья Ноя перечисляются сообразно ст. 18 гл. 9 и ст.1 гл.10 в порядке: Сим, Хам и Иафет. Но из ст. 24 гл. 9 и ст. 20 гл. 10 кн. Быт. видно, что Хам был младший сын Ноя, потому порядок детей Ноя: Сим, Иафет и Хам.

6. Столпотворение.
Быт. 11, 1-7. 1.

  1. Совместная жизнь детей Ноя. Необходимость расселения. Постройка башни. Смешение языков. Идолопоклонство.
  2. Сколько у Ноя было детей. Как их звали. Сколько народу от них народилось. Почему нужно стало людям разойтись. Что они захотели построить. Зачем они начали строить башню. Что сделал с людьми Бог. Что тогда сделали люди. Кому они начали кланяться. Как называют тех, кто кланяется идолам.
  3. Люди начали строить башню без Божией воли, для славы, и напрасно проработали. Перед началом дела подумайте, хорошее ли это дело, а потом скажите: Господи, благослови! Тогда от дела будет польза.
  4. Обычно при рассказе н в учебниках говорится, что Бог смешал языки. Дети, по своей склонности все представлять вещественно, понимают смешение в смысле перемешивания телесных органов речи. При рассказе лучше сказать описательно: Бог сделал так, что одна семья перестала понимать другую. Критика считает повествование о смешении языков мифом, но учащиеся ничего не возражают. Можно, впрочем, указать на сходство всех языков, как на доказательство единства их происхождения.

7. Авраам.
Быт. 12, 1-7.

    1. Время жизни Авраама. Всеобщность идолопоклонства. Образ жизни Авраама. Переселение и жизнь в земле Ханаанской.

    2. Через сколько лет после потопа жил Авраам. Через сколько после сотворения мира. Чем отличался от других людей. В какой земле он жил. Почему он не жил в доме. Куда ему Бог велел уйти. Зачем. Что ему Бог обещал. Что сделал Авраам. Как жил в Ханаанской земле.

    3. Авраам был праведный, и все таки Бог велел ему уйти от соблазна. Авраам послушался Бога и сделал хорошо. Всегда уходите от плохих дел, чтобы не соблазниться.

    4. Жизнь русских совершенно не похожа на жизнь восточных народов. Поэтому нужно выяснить условия последней. Для современного араба или бедуина Авраам-живой и родной человек, а для русских детей-чужое отвлеченное понятие. Поэтому в устном рассказе необходимо ввести детей в понимание кочевой пастушеской жизни. Авраам жил в Уре Халдейском, при устье реки Евфрата. Там культура, торговля, промышленность находились на высокой ступени развития, но вся жизнь была проникнута языческими взглядами и суевериями. Самый Ур был посвящен богине Луне. При переселении у Авраама было не менее 100 палаток, так как он имел 318 слуг.

8. Явление Бога в виде трех странников.
Быт. 18, 1-15.

    1. Место жизни Авраама, Приглашение странников. Угощение. Обещание одного из них. Объяснение, кто были странники.

    2. Как называлось то место, где жил Авраам. Где он сидел в полдень и кого увидал. Что сделал Авраам. Что сделали странники. Чем их угощал Авраам. Что сказал один странник. Почему Сарра не поверила. Что сказал ей странник. Когда сбылись его слова. Кто родился у Сарры. Кто было эти странники.

    3. Авраам думал, что позвал простых прохожих, а принял у себя Бога. Пускайте отдыхать и ночевать прохожих, и у вас будет невидимо сам Бог.

9. Принесение Исаака в жертву.
Быт. 22, 1-19.

    1. Любовь Авраама к Исааку. Повеление Божие. Цель его. Исполнение повеления Божия Авраамом. Явление ангела и принесение в жертву ягненка.

    2. Кого Авраам любил больше сына. Что Бог велел сделать. Зачем так велел Бог. Что сделал Авраам. Кого и что взял с собой. Когда Авраам пришел на место. Кого он взял на гору. Где остались слуги. Что спросил дорогой Исаак. Что ответил Авраам. Что он сделал на горе. Кто остановил Авраама. Что сказал ангел. Что увидал Авраам.

    3. Авраам не пожалел своего любимого сына для Бога. и Бог наградил его. Не жалейте ничего для Бога.

    4. Обычно это событие освещается тем, что Бог хотел узнать веру Авраама. Такое освещение затрудняет детей, знающих о всеведении Божием. В Библии говорится: Бог искушал веру Авраама. Искушать не значит испытывать только. Это понятие шире. "Искушение есть влечение к какому либо действию, вследствие которого (искушения) обнаруживаются скрытые в человеке добрые или злые свойства" (Прав. богос. энцикл. Лопухина т. 5 стр. 1084).

Бог искушал Авраама - равносильно выражению: Бог захотел показать веру Авраама в действительности, для примера всем людям. В повествовании о жертвоприношении Исаака, при повторении следует указать на прообразовательное значение жертвы. С этой целью полезно указать развитие мессианской идеи от первоевангелия. Бог обещал послать своего Сына для поражения диавола. Адам с Евой надеялись на это обетование, и без этой надежды им было бы жить нестерпимо. Свою надежду на будущего Искупителя они выражали жертвами. Научили приносить жертвы и своих потомков. Потомки Сифа хранили веру в Искупителя, а Каина-нет. Когда все люди забыли про блаженную жизнь с Богом без грехов, Бог уничтожил людей потопом, а когда и после потопа люди забыли истинную веру, Бог отделил Авраама. От него Бог обещал произвести народ, который веру в Искупителя не забудет. Бог отдаст Сына своего за грехи людей, как Авраам не пожалел для Бога Исаака. Как Исаак сам нес дрова для жертвы и не противился отцу, так и Сын Божий Сам добровольно пойдет на смерть. Бог возвещал и прежде об искуплении людей от грехов, а Аврааму показал свое обещание наглядно. Обещания, какие Бог давал не словами, а делами, называются прообразами. Исаак был прообразом Иисуса Христа.

10. Исаак.

    1. Наследование Исааком от Авраама всего. Женитьба на Ревекке. Дети Исаака. Их характер. Уход Иакова из дома.

    2. Какой человек был Исаак по своей жизни. На ком он женился. Откуда родом была Ревекка. Где жил и Исаак. Сколько было у него детей. Их имена. Характер. Как относился Исав к Иакову. Что сделал Иаков.

    3. Исаак в молодости послушался отца и не противился, даже когда его Авраам хотел заколоть. За такое послушание Бог наградил его счастьем. Хорошо слушаться родителей.

    4. История жизни Исаака и в начальной, и в средней школе излагается очень кратко, так как Исаак, по своему мирному и спокойному характеру, не имел в своей жизни особенных внешних дел.

11. Видение Иаковом таинственной лестницы.
Быт. 28, 10-22.

    1. Ночлег Иакова в поле. Видение. Пробуждение Иакова и его слова. Значение видения.

    2. Где приходилось ночевать Иакову, когда он шел к родне матери. Что он увидал во сне.

    3. До чего доходила лестница вверху и до чего внизу. Кто был на верху. Кто по ней спускался и поднимался. Что Бог сказал Иакову. Зачем Бог ему дал такой сон. Что означала лестница. Как называются предсказания о Христе делами.

    4. Этот сон ясно указывает на развитие мессианской идеи. Аврааму Бог открыл о страданиях Мессии в прообразе, Иакову же открыл о рождении Его на земле и о соединении неба с землей. Христос расстояние между ними уничтожил. Человек свободно может перейти чрез христианство от земли на небо, пока лишь душой. Полное единение человека с Богом пока отделено временем. Господь и открыл через Иакова об уничтожении пространства между небом и землей.

12. Иосиф.
Быт. 37, 39, 40, 45 гл.

    1. Семья Иакова. Его любимый сын. Сны Иосифа. Ненависть братьев. Продажа Иосифа в рабство.

    2. Сколько лет прожил Иаков у родни своей матери. Куда возвратился потом. Сколько у него было сыновей. Какого сына Иаков любил больше и за что. Чем его отличил. Как братья жили с Иосифом. За что его возненавидели. Какой свой сон рассказал Иосиф сначала. Что сказали братья. Какой сон рассказал Иосиф потом. Что сказал отец. Что задумали сделать братья. Какой случай им подошел. Что сказали они, когда увидали Иосифа. Потом что сделали. Куда увезли Иосифа купцы. Что братья сказали отцу.

    3. Иаков любил иосифа больше всех потому, что Иосиф был послушнее и смирнее всех. Будьте послушными и смирными, и вас будут все любить и хвалить.

    4. В рассказе повествуется, что Иаков сшил Иосифу разноцветную одежду. По современному вкусу такая одежда некрасива, а потому нужно или объяснить понятие о красоте у восточных народов, или понятие разноцветный заменить понятием общим - нарядный, хороший. При рассказе о снах нужно детям выяснить смысл снов Иосифа, так как сами дети усваивают их без значения. Продажу Иосифа необходимо осветить замечаниями о том, что такое было рабство вообще.

13. Иосиф в Египте.

    1. Жизнь Иосифа у Потифара. Заключение в тюрьму. Сны фараона. Объяснение их Иосифом. Возвышение Иосифа. Путешествия его братьев в Египет. Переселение Иакова.

    2. Кому и где продали Иосифа купцы. Как жил он у Потифара. Кто на него рассердился. Что сделал с ним Потифар. Как узнал об Иосифе царь. Как назывались цари в Египте. Какой первый сон увидал фараон. Какой второй. Что он сделал, когда проснулся. Почему послал за Иосифом. Кто сказал о нем. Как он объяснил сны. Кем его сделал фараон. Почему братья Иосифа приехали в Египет. Почему их привели к Иосифу. Как они здоровались с ним. Как их принял сначала Иосиф. Что сделал потом. Что сказал, когда узнал, что жив еще Иаков. Что сделал Иаков. Что им дал фараон.

    3. Иосиф не обманывал отца, не обманывал и хозяина, Патифара, за это Бог дал ему счастье; Иосиф стал знатным и богатым человеком. Будьте всегда честными, и вам Бог пошлет счастье.

    4. При рассказе о жизни Иосифа в Египте полезно указать место этого государства на карте и дать некоторые сведения о нем. Египетское государство находилось в Африке. Египет страна теплая, там зимы не бывает. Туда улетают наши птицы на зиму. Жили в Египте потомки сына Ноева, Хама. Кланялись они идолам. Богов у них было много. Кланялись они: солнцу, луне, главной своей реке-Нилу, быкам, мышам, птицам. Царей в Египте звали фараонами. У фараонов было много чиновников. Чиновники и богатые люди сами не работали, а заставляли все делать своих рабов. Людей ловили и продавали на базаре. Иосифа продали братья купцам. Эти купиды ездили с товарами из Азии в Африку, в Египет.

14. Моисей.
Исх. 1, 2 и 3 гл.

    1. Время рождения Моисея. Бедствия евреев. Скрывание Моисея дома и опущение в реку. Взятие Моисея царевной. Воспитание его и заступничество за еврея. Бегство в мадиамскую землю.

    2. Через сколько лет после Иосифа родился Моисей. Как стали называться потомки Иакова, и сколько их было. Чего начали бояться египтяне. Как они стали теснить евреев. Какими делались евреи от работы. Какой приказ дал тогда фараон. Что сделала мать, когда родился Моисей. Кто увидал корзину. Что сделала царевна. Как жил у ней Моисей. О чем он горевал. Как он показал свою любовь к евреям на деле. Куда убежал потом. У кого там поселился. Сколько лет там жил. Что сделалось с тем фараоном, который хотел убить его.

    3. Евреи в Египте забыли Бога и стали жить плохо, их обижали египтяне. Если и вы забудете Бога, и вас будут обижать злые люди.

    4. Если в этом повествовании дети впервые встречаются с наречением имени по событию, то следует объяснить, что у христиан теперь даются имена в честь святых, а в древности имена брались родителями из названий окружающих предметов. Не излишне сказать о преимуществах современной практики. Евреем назывался и Авраам, но народ стал еврейским в Египте.

15. Призвание Моисея.
Исх. 4 гл.

    1. Моисей у горы Хорив. Несгорающий куст. Голос из куста. Нерешительность Моисея. Приход к фараону. Казни.

    2. Куда однажды подошел Моисей. Что он увидал. Что услыхал из огня. Кто это говорил.Почему сразу не послушался Бога Моисей. Чем Бог хотел заставить фараона отпустить евреев. Чем ответил фараон Моисею. Что тогда сделалось в Египте. Что говорил фараон, когда начиналась казнь, и что потом. Чем Бог наказал египтян в последний раз. Что стало с египтянами, и о чем они стали просить евреев.

    3. Когда египтяне начали очень обижать евреев, то евреи обратились к Богу, и Бог послал им Моисея. Помните всегда Бога, и никто вас не обидит.

    4. Неопалимая купина служит прообразом приснодевства Богоматери, и ближайшим образом купина говорила сердцу Моисея о неуничтожимости народа еврейскаго, который был угнетаем египтянами, но не уничтожался. Последнее может быть соединено с думами Моисея. Он думал, что Израиль совсем погибнет в Египте, и Господь вразумил его видением купины.

16. Пасха еврейская.
Исх. 12 гл.

    1. Установление Пасхи Богом чрез Моисея. Значение понятия и слова.

    2. Какой главный праздник у евреев. Кто его установил. Что велел сделать евреям Моисей. С чем велел есть ягненка. На память о чем с горькими травами и опресноками. Почему евреи и после стали праздновать Пасху. Что значит слово Пасха по-русски.

    3. Бог дал евреям свою милость, и они помнили о ней, а на память установили праздник. У нас есть тоже Пасха. Она установлена на память о воскресении Христовом. Христос воскрес, и власть диавола над нами кончилась.

    4. Этот рассказ трудно усваивается детьми и требует особого внимания от учащего.

17. Переход через Чермное море.
Исх. 14 гл.

    1. Выход из Египта. Столп облачный и огненный. Погоня Фараона. Посох Моисея. Переход евреев. Гибель египтян.

    2. Когда вышли евреи из Египта. Кто им показывал дорогу. Куда пошли евреи. Что скоро сделал фараон. Где он догнал евреев. Что сказали евреи Моисею. Что он ответил. Что потом сделал. Что сделалось с морем. Что сделали евреи. Почему не видали их египтяне. Что египтяне сделали после. Что сделал Моисей. Что сделалось с египтянами.

    3. Евреям помогал Бог, и фараон с оружием и с солдатами не мог осилит евреев. Кому Бог помогает, того никто не обидит. Всегда надейтесь на Бога.

    4. При рассказе о выходе евреев полезно начертить их путь из земли Гесем к Чермному морю. Сделать это не трудно, а весьма полезно. Следует обратить внимание на название моря - Чермное, произносимое б. ч. ошибочно. В 14 гл. Исхода говорится, что вода била стеною (для евреев) по правую и по левую руку. Отрицатели говорят, что такое состояние воды невозможно, и допускают переход евреев во время отлива. Текст права на такое толкование не дает. Явление было, конечно, не противоестественное, но пока нам непонятное. Отрицать его только потому, что мы его не понимаем, слишком горделиво, так как ум человеческий далеко не совершенен.

18. Синайское законодательство.
Исх. 49. 20 гл.

    1. Прибытие к Синаю. Беседа Бога с Моисеем и его с народом. Собрание народа под горой. Стихийные явления и голос Божий. Заповеди. Просьба народа к Моисею. Скрижали. Завет с Богом. Св. Писание.

    2. Куда евреи пошли от морского берега. Где они остановились. Что Бог сказал Моисею. Что ответили Моисею евреи. Что тогда велел сделать Бог. Что сделалось на Синае. Что сказал Господь. Как читаются все заповеди. О чем говорится в каждой. Что сделалось с народом, когда говорил Бог. Что народ сказал Моисею. Что сделал Моисей. Что получил на горе от Бога. Что сделал, когда сошел с горы. Что обещал народ. Что такое завет. Как называются книги закона Божия.

    3. На Синае сам Бог дал людям свой закон. Бог любит людей и хочет им добра. Кто хочет себе добра, тот во всем слушается заповедей Божиих. Кому же нужно знать и исполнять Божий закон?

    4. Изучение заповедей, в строгом смысле, относится не к Св. истории, а к Катихизису. Но они изучаются и в историческом порядке. При изучении Св. истории можно ограничиться лишь запоминанием текста и усвоением содержания каждой заповеди. Полный перевод следует оставить до изучения Катихизиса, так как во 2 отделении перевод является непроизводительной затратой времени и сил; учащиеся дословный перевод забывают и к тому же не запоминают содержания заповедей. Вместо пользы получается вред. Старообрядцы заучивают заповеди полностью, как они изложены в 20 гл. Исхода. Зазирать им это, конечно, не следует, но подражать не педагогично. Существенное заучивается и теперь в школе, а обременять учащихся заучиванием того, что может быть опущено, вредно для дела.

19. Скиния.

    1. Понятие о скинии. ее общее устройство. Разделение на три части и принадлежности каждой. Служащие в скинии.

    2. Что называется скинией. Кто велел сделать скинию. Где евреи прежде молились Богу. Из чего была сделана скиния. Чем покрыта. Сколько в ней было частей. Как называлась первая часть. Что стояло на дворе. Как называлась вторая часть. Что находилось в святилище. Что там делали священники. Как называлась третья часть скинии. Что находилось в ней. Кто служил в скинии.

    3. Скинию велел сделать сам Бог. У нас теперь строят церкви. В церковь и нужно ходить по праздникам.

    4. Для сознательного усвоения учащимися расположения частей скинии очень полезно начертить план ее. Это м. б. сделано и законоучителем, и учащимися.

20. Вступление в Ханаанскую землю.

    1. Путешествие от Синая. Манна в пустыне. Вступление в Палестину. Уничтожение хананеев. Разделение земли на 12 частей. Преемники Моисея. Судии.

    2. До какого времени евреи жили у Синая. Почему они пошли дальше. Через какие места им пришлось идти. Чем питались в пустыне. Что сделали евреи с хананеями. За что Бог наказал ханааеев. На сколько частей евреи разделили землю. Почему на двенадцать. Когда умер Моисей. Кто после него правил народом. Когда евреи жили спокойно, и когда их обижали враги. Как помогал Бог евреям, когда они каялись. Сколько лет правили судьи.

    3. Когда хананеи много грешили и не почитали Бога, Бог покорил их евреям. Когда евреи забывали Бога, их покоряли хананеи. Для кого же нужно помнить Бога?

    4. В этой статье соединяется множество событий, и потому она очень трудна и неинтересна для учащихся. Но более подробное развитие этого отдела не имеет особого воспитательного значения. В начальной школе приходится многое сокращать и вследствие недостатка времени. Дети спрашивают, зачем Бог велел истребить хананеев? Ответ на это есть в словах самих древних. Один царь приказал вырезать на колонне такую похвалу себе: "Я превратил страну в пустыню... всем моим врагам, которые попадались живыми, я приказывал отрезать руки, я сдирал кожу с живых, я выкалывал врагам глаза" (Э. Реклю. Человек и земля. Стр. 308). Люди, хвалящиеся своей жестокостью, являются неисправимыми, озверелыми существами, и потому вред от них человеческой культуре мог быть прекращен только истреблением. То же самое нужно сказать и об истреблении царства Агага при Сауле.

21. Избрание и помазание Саула.
I Цар. 9, 10.

    1. Причина желания иметь царя. Пророк Самуил. Заявление ему народа. Помазание Саула. Избрание его. Судьба Саула.

    2. Почему евреи захотели иметь царя. С кого они взяли пример. Кто в то время управлял евреями. Почему он назывался пророком. Что сказал народ Самуилу. Что делал он. Что сказал Бог. Что сделал Саулу Самуил. Что стало с Саулом. Как царствовал Саул сначала. Что ему дал Бог. Как стал жить Саул потом. Что с ним случилось.

    3. Бог дал Саулу царскую власть и богатство, а Саул возгордился и лишился всего. Никогда не гордитесь, потому что гордость всегда ведет к погибели.

    4. В этом повествовании обычно принято говорить о по-воде к посещению Самуила Саулом - о пропаже ослиц у Киса. У детей обычно и остается в памяти лишь пропажа ослиц, а существенное-переход израильтян к новой форме правления остается в тени. Поэтому лучше опустить об ослицах и выяснить о царском звании в еврейском народе.

22. Давид.
1. Цар. 16.

    1. Помазание Давида и получение им особенного дара от Бога.

    2. Когда Бог велел помазать Давида. Сколько лет было тогда Давиду. Что он делал. Где жил отец Давида. Что сделал Самуил. Кто сошел на Давида. Что ему дал Бог. Что сделалось с Саулом.

    3. Евреи надеялись на царя и на войско, а Бог на Сауле показал, что войско без помощи Божией ничего сделать не может. Во всяком деле просите у Бога помощи молитвой.

    4. С Вифлеемом впоследствии ученики встретятся при повествовании о Рождестве Христовом. Поэтому необходимо указать этот город на карте и предварить учащихся, что здесь же родился Христос. О Христе ученики должны знать еще в 1 отделении.

23. Победа Давида над Голиафом.
1 Цар. 17.

    1. Нашествие филистимлян. Вызов Голиафа. Приход Давида к братьям. Выступление его на единоборство и победа над Голиафом. Бегство филистимлян. Вторичное нападение на евреев. Поражение Саула. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима. Перенесение Ковчега. Богослужение. Псалтирь. Царствование Давида. Рождение из его потомства Спасителя.

    2. Кто напал на евреев после помазания Давида. Как стояли войска их и евреев. Кто выходил из филистимского войска. Что он говорил. Сколько дней выходил. Почему никто не выходил с ним сразиться. Зачем пришел Давид на войну. Что он там сказал. Что сказал Голиаф, когда увидел Давида. На кого надеялся Давид. Что он сделал. Что сделалось с филистимлянами. Чем наградил Давида Саул. Что опять сделали филистимляне. Что сделалось с Саулом. Кто стал после него царем. Где он стал жить. Почему он выбрал Иерусалим. Что туда перенес. Что завел в скинии. Как называются те молитвы, которые он составил, и книга с ними. Где читают псалтирь. Сколько лет и как царствовал Давид. Кто родился из его потомства.

    3. Давид. выходя на Голиафа, надеялся на Бога, и Бог помог ему. Надейтесь всегда в хороших делах на Бога, и вам Бог всегда поможет.

    4. Этот рассказ усваивается детьми легко в первой части, и потому особое внимание обращается на царствование Давида. Во второй части подчеркивается соотношение праведности Давида с благополучием царствования.

24. Соломон.
3 Цар. 3, 5-28, 6, 1-14.

    1. Помазание Соломона. Молитва его по воцарении. Слава и богатство его. Мудрость.

    2. Чей сын был Соломон. Когда он сделался царем. Кто его велел помазать. Что сказал Бог Соломону после смерти Давида. Чего просил Соломон. Что Бог дал ему. Как правил он царством. Что он написал.

    3. Соломон просил ума у Бога не для своей корысти, а для пользы других. Старайтесь для общей пользы, и у вас во всем будет достаток.

    4. Кроме обычного повествования о разборе Соломоном дела двух блудниц полезно привести несколько изречений из книги Притчей, чтобы дети сами видели мудрость Соломона.

25. Построение храма.
3 Цар. 8, 1-66.

  1. Построение храма, как доказательство мудрости Соломона. Материалы храма. Число рабочих. Освящение.
  2. Что Соломон построил в Иерусалиме. Где евреи молились прежде. Из чего построен был храм. Чем обложен внутри. Чем были обиты стены и двери. Сколько лет и сколько рабочих строили храм. Что Бог послал с неба, когда освящали храм. На какие части разделялся храм.
  3. . Бог велел построить скинию и Бог же показал свою силу в храме посланием огня с неба. В храме лучше молиться, и потому нужно ходить по праздникам в церковь.

26. Разделение царства еврейского.
2 Цар. 10, 1-11.

    1. Царствование Соломона и его расточительность. Воцарение Ровоама и заявление народа. Отделение десяти колен. Названия обоих царств.

    2. Сколько лет царствовал Соломон. Чем он притеснял народ. Кому нужно было стать царем после Соломона. Кто пришел к Ровоаму. Что сказали выборные. Что ответил Ровоам. Что сделал тогда народ. Сколько колен признали царем Ровоама. Сколько царств стало в одном народе. Какими стали оба царства. Как называлось то и другое.

    3. Ровоам досадил народу, и Бог уменьшил его царство. Никогда никого не обижайте. Обидчик всегда теряет свое, когда хочет взять что нибудь у другого.

    4. Дети интересуются, почему два колена остались верны Ровоаму. На колене Вениаминовом, как на малом, а на иудином, как родственном царю, лежало при Соломоне мало оброков. Оброки же были вообще велики: при дворе Соломоновом ежедневно съедалось до 30 быков и до 100 овец, не считая других расходов.

27. Падение царства Израильского.
4. Цар. 17, 2-24.

    1. Идолопоклонство израильтян. Падение царства и пленение жителей.

    2. Почему израильский царь не хотел, чтобы израильтяне ходили в Иерусалим. Кому стал кланяться новый царь. Кому кланялись израильтяне после. Чем их наказал Бог. Какой народ напал на израильтян. Что с ними сделали ассирияне. Кого поселили на месте израильтян. Как стали называться новые поселенцы.

    3. Израильтяне стали кланяться идолам, переменили свою веру, и Бог покарал их. Держитесь крепче православной веры, чтобы никто вас не сбил в другую веру. Православным помогает Бог.

28. Разрушение царства иудейского.
4. Цар. 24 и 25. Иер. 52.

    1. Нашествие Навуходоносора. Разрушение Иерусалима. Вавилонский плен.

    2. Почему уничтожилось царство иудейское. Кто пришел к Иерусалиму. Что он сделал с городом и с народом. Что узнали иудеи в плену. Как Бог помиловал иудеев. Сколько лет они пробыли в плену.

    3. Иудеи забыли Бога и стали грешными. Бог наказал их, и иудеи покаялись. Бог и нам посылает наказания, чтобы мы исправились. При всякой беде надо вспомнить про свои грехи.

29. 0 пророках.

    1. Общее понятие о пророках. Перечисление важнейших из них.

    2. Кто такие пророки. Чему они учили людей. Почему называются они пророками. Когда их было больше. Какие пророки царства израильского и иудейского.

    3. Пророки были такие же люди, как и все. Но они делали только добро. Всякий человек может быть добрым.

30. Пророки царства израильского.
3 Цар. 17.

    1. Характер пророка Илии. Нечестие Ахава. Явление Илии. Удаление его в пустыню. Переселение в Сарепту. Воскрешение отрока, Приход Илии к Ахаву. Жертвоприношение. Взятие Илии на небо.

    2. Где больше жил Илия. Зачем приходил к людям. Во что одевался. Как учил людей. Боялся ли кого Илия. Кто царем тогда был в израильском царстве. Какой царь был Ахав. Кому он кланялся. Что сказал Илия, придя к Ахаву. Куда и почему после этого ушел Илия. Кто кормил Илию в пустыне. Куда и почему он ушел из нее. Кого встретил дорогой. Что сказал вдове. Что она сделала. Чего попросил потом. Что ответила вдова. Что ей сказал Илия, и что она сделала после. Какую милость ей дал Бог. Какое чудо сотворил Илия. Что в то время было в израильском царстве. Что делал Ахав. Когда пришел сам Илия к Ахаву и что сказал ему. Что сделали вааловы жрецы. Что сделал Илия. Что увидал народ, и что он сделал. Что Бог дал за раскаяние. Куда ушел Илия. Куда он был взят после. С кем шел Илия. Что сказал Елисею. Чего просил у него Елисей, и что ответил Илия. Как был взят Илия, и как возвратился Елисей.

    3. Бедная вдова накормила из последнего Илию, и у ней мука с маслом не переводилась. Помогайте бедным и не бойтесь, что оттого сами обеднеете. Господь милостивым подает свою милость.

    4. На этом уроке не излишне выяснить, что гром гремит не от того, что Илия ездит по небу. Можно указать, что гром гремел при Синайском законодательстве, которое было за 450 лет до пророка Илии. О взятии на небо, ради предупреждения соблазна детей, следует сказать, что небо, которое мы видим, воздух, а где то небо, куда был взят Илия, мы не знаем. Бог об этом людям не открыл, а люди сами не знают.

31. Пророк Елисей.
4 Цар. 2, 3, 4, 13 гл.

    1. Преемство Елисея от Илии. Характер деятельности Елисея. Чудо в Иерихоне. Помощь вдове. Исцеление Неемана. Наказание мальчиков. Чудо от костей.

    2. После кого проповедовал Елисей. Какой пророк был Илия и какой Елисей. Где учил Елисей и где жил. В какой город пришел он после взятия Илии на небо. На что пожаловались жители. Что сделал Елисей, и какая стала вода. Кто и на что пожаловался в другой раз Елисею. Что ей сказал Елисей, и что случилось. Какой болезнью захворал сирийский начальник. Как его звали. Что ему и кто посоветовал.С чем поехал Нееман. Почему не взял подарки Елисей. Что велел сделать Нееману. Около какого города Господь наказал мальчиков.За что. Что сделалось с ними. Какое чудо совершилось после смерти Елисея от его костей.

    3. Елисей был милостивый, и все-таки за насмешки над ним Бог наказал мальчиков. Бойтесь смеяться над старшими. чтобы и с вами не случилось беды.

    4. Сирийское царство находилось в соседстве с израильским и поочередно то дружило, то враждовало с ним. Во время войн пленники попадали взаимно. Поэтому нахождение у Неемана израильской девушки вполне естественно, как и путешествие Неемана. Проказа и теперь неизлечима, и Нееману оставалось испробовать всякое средство. Истребление 42 мальчиков кажется слишком грозным, но во 1-х, нельзя забывать, что жизнь в древности ценилась меньше и во 2, дети, очевидно, были развращены своими родителями-идолопоклонниками до безнадежности. Наказание же отразилось на родительском чувстве виновных в погибели своих детей.

32. Пророк Иона.
Кн. этого пророка.

    1. Послание Ионы Богом в Ниневию. Уклонение Ионы. Буря на море. Ввержение ионы в море. Пребывание в рыбе. Возвращение в Ниневию.

    2. Какой пророк явился после Елисея. Кого, кроме израильтян, послал учить Бог Иону. Почему не хотелось Ионе идти в Ниневию. На чем и куда поехал Иона. Что сделалось на море. Что сделали с Ионой. Почему его бросили в море. Что сделалось с Ионой в море. Сколько времени пробыл он в рыбе. Что случилось потом. Что говорил Иона в Ниневии. Что сделали ниневитяне. Что дал им Бог.

    3. Ниневитяне были великие грешники, а когда они покаялись, то получили прощение от Бога. Бог любит всех людей. Он и нас помилует, если мы покаемся. Всегда кайтесь в своих грехах и старайтесь жить по закону Божию.

    4. Трехдневное пребывание ионы во чреве морского чудовища прообразовало трехдневное воскресение Спасителя. Пребывание во чреве кита служит любимым возражением всякого вольнодумца, не умеющого думать. Указывается обычно, что горло кита весьма узко, и что он может питаться лишь молявками. Самый простой ответ: китов в Средиземном море нет. Словом "китос" греки называли какое то морское чудовище, а не кита, водящегося лишь в Ледовитом океане. Тожество слова не всегда есть тожество понятия. За тысячелетия до нас могли водиться чудовища нам неизвестные и теперь исчезнувшие.

33. Пророки царства иудейского.
Исаии 6 и 7.

    1. Призвание Исаии. Его учение и пророчества.

    2. Как Исаия сделался пророком. Кого он увидел. Кто стоял вокруг престола. Что пели серафимы. Что сказал Исаия. Кто прилетел к нему. Что сделал серафим и что сказал. Что потом сказал Бог. Что стал с той поры делать Исаия. Как он жил. Кто любил и кто не любил Исаию. Чем он утешал праведников. Что Исаия предсказал о Христе.

    3. Пророк Исаия оставил после себя книгу. В ней он утешает праведных людей и грозит гневом Божиим грешным. Все предсказания Исаии исполнились над евреями. Горе будет и нам, если мы будем забывать Бога и враждовать с людьми.

34. Пророк Даниил и три отрока.
Дан. 3, 1-23. 91-97.

    1. Взятие в плен Даниила и трех отроков. Прославление Даниила через объяснение сна Навуходоносора.

    2. Кто завладел иудейским царством. Что он сделал с народом. Как звали четверых друзей, взятых в плен. Что они делали в плену. Какой дар Бог дал Даниилу. Когда этот дар проявился. Что случилось ночью с Навуходоносором. Что он сделал утром. Что спросил своих мудрецов. Что сделал Даниил. Что сказал он царю. Какая была голова у истукана, Грудь и руки. Живот, ноги до колен и ниже. Кто разбил этого истукана. Как объяснил этот сон Даниил. Чем наградил его Навуходоносор. Долго ли после жил Даниил.

    3. Даниил не погиб и в чужой земле, у идолопоклонников, потому что твердо хранил свою веру. Веруйте твердо в Бога, где бы вам ни случилось бытъ.

35. Три отрока.
Дан. 3, 1-23, 91-97.

    1. Должности трех отроков в Вавилоне. Их преданность родной вере. Приказ Навуходоносора о поклонении истукану. Торжество веры в истинного Бога.

    2. Кем сделал Навуходоносор Ананию, Азарию и Мисаила в Вавилоне. Кого они слушались больше: нечестивого царя или Бога. Какую милость за это дал им Бог.

    3. Что поставил на поле Навуходоносор. Какой дал приказ. Что все сделали, и чего не сделали три отрока. Как об этом узнал царь. Что он сказал. Что велел сделать потом.Что случилось в печи. Что понял тогда царь и что сказал. Бог спас трех отроков тогда, когда никто их не мог спасти. Надейтесь на Бога, Он и вам может совершить чудо, когда вы будете в несчастии.

    4. Религия у древних народов почиталась делом государственным, и потому ослушание отроков явилось серьезным преступлением. Они были начальниками в одной из вавилонских областей, и потому от них требовался пример в исполнении царского распоряжения. Празднества в честь новоосвящаемых идолов были явлением довольно распространенным, и потому освящение идола при Навуходоносоре вполне естественно. В рассказе нужно выяснить, что печь была устроена для этого случая и была необычной величины. Без этого объяснения дети не представляют картины ввержения отроков.

36. Возвращение иудеев из плена вавилонского.
1. кн. Ездры.

    1. Вавилонский плен за грехи иудеев. Время плена и исправление. Дозволение Кира. Построение храма. Мнения о Мессии, как о земном царе.

    2. За что Бог наказал иудеев пленом. Кто увел их в плен. Сколько лет были в плену иудеи. Почему их Бог освободил из плена. Кто позволил иудеям возвратиться из плена. Что построили иудеи на родине. Кто после молился в этом храме. Почему не все евреи уверовали в Иисуса Христа.

    3. Евреи думали только о земном царстве и о теле, а о душе не заботились, поэтому и лишились царства небесного. Думайте не об одном только теле, не забывайте, про душу.

    4. Евреи пользовались расположением со стороны персов потому, что религия Ормузда и Аримана, двух бестелесных духов, имела некоторое, сходство с иудейством. Обе религии были чужды идолопоклонства, и персы презирали идолопоклонников.

По окончании курса ветхозаветной истории следует указать на развитие в ней мессианской идеи. До видения Иакова эта идея указана в настоящих конспектах, дальнейшее развитие, после повторения первичного, может быть представлено так. Бог в семье Иакова указал на жизнь будущего Спасителя. Как Иосифа продали братья, так и Христа продал Его же ученик. Живя в Египте, евреи забыли о Христе, и Бог показал им, что Христос своими страданиями избавит тех людей от вечных мучений, которые уверуют в Него. Это показал Бог тем, что ангел Божий умертвил первенцев египетских, но оставил живыми у тех, которые помазали кровью пасхального агнца косяки дверей. Приходом в землю ханаанскую Бог указывал евреям на будущее царство Божие. Давиду Бог прямо открыл, что из его потомства родится Спаситель. Потом пророки предсказали, что Христос родится от Девы в городе Вифлееме, что Он придет в храм, который евреи построили после плена. Предсказали пророки, как Христос будет учить людей, как будет исцелять больных, воскрешать мертвых. Но люди будут мучить Его; Он умрет и в третий день воскреснет. Бог во все время Ветхого Завета напомнил людям о Спасителе и прообразами, и через пророков. Все, что было предсказано о Христе, исполнилось. В настоящем очерке приводятся не все пророчества и прообразы, а лишь те, о которых говорится в курсе начальной школы. Бог во всем показывал свою любовь к людям, избравши евреев потому, что они были лучше других людей, хотя и нарушали часто завет с Богом. Указать проявление любви Божией к людям ученики могут самостоятельно, лишь под руководством законоучителя.

...Предыдущее                                    Содержание                                    Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»