Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Молодежное служение /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Руководительницам девичьих отделов
• О руководителях юношества
• О руководителях юношеских организаций
• Церковь и молодежь
• Протокол
• Меморандум
• Беседы с юношеством по вопросам пола
• О совместной работе с юношами и девушками
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




О совместной работе с юношами и девушками.

Доклад А. И. Никитина, прочитанный в Религиозно- Педагогическом Кабинете 2 ноября 1939 года.

Говоря о Движенской юношеской работе, хочу начать с нескольких предварительных замечаний:

1)Работа с юношеством возраста от 15 лет должна строиться, как работа совместная.

2) Самая удобная форма юношеской организации для религиозного выявления и национального воспитания- это форма самостоятельной юношеской организации.

3) Парижские условия работы.

Идеальная форма совместного общения молодежи - это семья. Зная деятельность организации ’’Витязи’’ и других видов несмешанных юношеских организаций , я считаю их основным пороком отсутствие семейного идеала, семейной любви и дружбы. В этих организациях не было духа, царившего в смешанных наших организациях.

Общение мальчиков и девочек в возрасте от 15 лет естественно. У мальчика до 15 лет нет этой потребности и даже наоборот, он стремиться оттолкнуть девочек, не играть с ними. "Девчонки ничего не умеют" часто приходиться слышать от мальчишек. А девочке в свою очередь трудно найти место в обществе мальчика.

Но с 14 лет появляется определенный интереса к взаимному общению, проявляющийся по-разному. У мальчика в это время формируется характер, воля, дух, появляется стремление к героизму. В общении с девочками это стремление часто принимаете уродливые формы, выражается в некотором кокетстве, в позёрстве, стремлении совершить в присутствии девочек что-либо необыкновенное, оригинальное. Этот процесс развития мальчика можно упорядочить. С помощью руководителя возможно правильно урегулировать общение с девочками.

Чувство самооблагораживания в обществе девочек ведёт к появлению у мальчиков тяги к разного рода семейным вечерам, дающим мальчику чувство спокойствия и уюта. Развивается способность к самоконтролю (борьбы с собственной грубостью), что особо важно, т.к. данному возрасту (периоду возмужалости) свойственна склонность к цинизму, к грубости. Развивается возможность облагораживания характера, сдержанности, такта, умение вести себя в обществе в период протекания процесса полового созревания. Мне грустно видеть и больно говорить о существующих в YMСA ошибках и неудачах в вопросах полового воспитания, которые там особо бросаются в глаза.

Роль воспитателя и руководителя при этом очень важна. Если мальчики воспитываются вне общества девочек, появляется гипертрофия интересов мальчиков.

Для девочки совместная работа тоже чрезвычайно ценна.

Девочка входите в судьбу мальчика, получает роль помощницы мальчика, становится незаменимой сотрудницей мальчика, тоже облагораживается, соревнуя с мальчиком, приучается к серьёзной работе. Под влиянием активности мальчика девочка раскрывается. Привыкнуть быть вместе очень важно. Я сам (слова лектора) в свои 15 лет имел просто болезненную жажду к общению с девочками. Поэтому раздельные организации, состоящие из одних девочек или мальчиков, мне лично кажутся уродливыми.

Почему наиболее удачной формой религиозного и национального воспитания молодежи является форма самостоятельной организации молодежи. Вся трагедия уроков по закону Божию в том, что там присутствует навязывание теоретических знаний. Чтобы этого не было, молодежь должна иметь собственные идеи, такую религиозную и национальную установку, в которой сама молодежь была бы заинтересована. В 14 - 15 лет религиозная жизнь редко выражается в осмысливании религиозных истин, скорее для молодежи данного возраста это бытовая жизнь. Добиться религиозной активности в этом возраст очень трудно, и может быть, возможно только если проводить ее в виде установки организации. Во время моей работы в Риге я ясно осознал, как трудно привлечь мальчиков к нашей религиозной работе. Можно их увлечь идеей религиозного возрождения России или идеей созидания личности, но когда депо доходит до участия в Евангельском кружке, в кружок не идут. Когда я им раскрыл возможность создания общественной организации, возможность сотрудничества с другими организациями в культурной работе, я почувствовал в них нарастание интереса. Путь работы кружка так труден, что идея кружка или личного общения не заменяет идею общественной организации.

Семья имеет сейчас минимальное влияние, школа тоже; мы должны сейчас целиком отвоевать молодежь, дав ей семью и школьную организацию; в кружки мы молодежь не соберем. В этой всеобъемлющей организации молодежи нам надо дать ей ответ на все её запросы- на запрос развлечений (кино, танцев, экскурсий, спорта) и т.д. Для того чтобы завоевать молодежь надо создать такую организацию, которая удовлетворяла бы всем нуждам, давала бы облагороженный ответ на интересующие молодёжь вопросы. Жизнь страшно отнимает молодежь от нас, значит надо, чтобы наша организация для них была бы самой жизнью, чтобы для удовлетворения хотя бы некоторых своих жизненных потребностей, им можно было обращаться в их собственную организацию. Надо чтоб лучшие мальчики и девочки предпочитали свои вечеринки посторонним, чтобы их привлекала красота и благородство отношений, особенно ценных для девочек. Форма организации имеет в себе непреодолимую инерцию жизни. Кружки легко ослабевают, а организации даже трудные переходные периоды (напр. экзаменов) переносят сравнительно легко. Важно, чтобы в организации довольно часто проводились деловые отчетные собрания.

О Парижской работе.

Несколько черт, характерных для парижской молодежи. Русская молодежь в Париже почти лишена семейного быта. Семья большей частью просто отсутствует, на старшее поколение, на фоне развала семьи, молодежь смотрит скептически. Примера морали нет. Наша парижская молодежь хочет вести борьбу за искренность, за свободу (часто аморальную), против ложной морали. Часто молодые с раздражением говорят о нашей проповеди, не веря нам.

Идеал человека, образец подражания для них - это кто-либо, достигший чего-либо, каких-то результатов в жизни, напр. Человек, разбогатевший в эмиграции (добившийся каких-то своих целей). Идеалом являются люди, занимающие руководящие посты, успешно выступающие, напр. лучшие спортсмены, танцоры и т.д. Таким образом, проявляется практицизм нашей молодежи.

Когда спрашиваешь молодежь о том, где они сталкиваются с религиозным влиянием, наталкиваешься прежде всего на нежелание говорить на религиозные темы. О религиозном не говорят, этого не существует.

Считать нашу молодежь повернувшейся к Церкви преждевременно, но роль Монпарнаса во влиянии на молодежь очень велика. B русской гимназии в Париже никогда нет разговора на религиозные темы. О священниках го­ворят с насмешкой и - скептицизмом. Церковь для них - пустой звук. Вопроса об отношении полов чрезвычайно сложен. Флирт законен, святого в вопросах пола нет. До каких пределов можно доходить во взаимоотношениях. Допускаются объятия, поцелуи, танцы, хождения под ручку. Многие молодые люди мечтают о сожительстве с барышнями, но встречают отпор большей частью со стороны девочек, в основном из-за боязни ребёнка. Если мальчик не получает удовлетворения со стороны девочки, он ее сразу же бросает, она теряете для него с интерес. Девочки часто жалеют, что не могут удовлетворить мальчиков, каждая девочка мечтает о поклоннике, радуется, если её поклонник не грубиян. Во взглядах молодежи царит очень большой хаос. Им нужно давать всегда очень реальный материал, показывая, что их жизнь и интересы очень второсортны. Для этой молодежи, как мне кажется, в Париже нужна такая организация, о которой я говорил и я думаю, что, несмотря на все трудности, она всё - таки возможна.

Прения по докладу А.Н. Никитина.

H.Н. Афанасьев. Я сомневаюсь в целесообразности совместного воспитания в условиях существующего теперь разврата и испорченности. Нравственное состояние молодежи, особенно в больших городах ужасающе. Бесспорна мысль, что молодежь должна быть самоорганизована, но как это сделать? Насколько можно молодежь предоставить самой себе? Современную молодежь? Куда она может зайти при полной её самостоятельности? Следовательно, нужно как-то определить взаимоотношения руководителя и руководимых.

О. Лев Липеровский: Я в своей работе уже столкнулся с трудностями работы с молодежью. По вопросу о взаимоотношениях старших и младших, по - моему нужно придерживаться какой-то средней линии. Молодежь безыдейна. В работе с молодыми они показали полную растерянность, полное неумение организовываться. Поэтому мы не должны слагать с себя лидерства. Работа с молодежью это своего рода квадратура круга. Я стою исключительно за совместную работу с молодежью. Взаимообщение успокаивает и сублимирует.

С.C.Bepxoвскoй: В вопросе о совместности или раздвоенности работы надо различать две вещи - раздельную работу или абсолютно изолированную. Нельзя абсолютизировать принципы полезности совместного воспитания. Я против абсолютной изоляции мальчиков и девочек, как это происходить YМСА. Иногда совместность очень полезная вещь, но иногда нужны раздельные встречи и мероприятия. Обычно в совместной среде мальчики очень размягчаются, а девочки грубеют и не получают всего нужного.

В вопросе об организации молодежи мне хочется заменить слово “самостоятельность” словом “творчество”, самостоятельность граничит с анархией. В сложившейся обстановке нужно, особенно нравственно идти даже, против молодежи, а не за ней, ставя перед ней ребром утверждение о том, что их идеалы - ложь.

В.В. Зеньковский: Три года тому назад, в Праге на педагогическом собрании был поднят вопрос о недостатках и преимуществах совместного и раздельного воспитания. Итогом была мысль том, что одна форма не исключает другую. Наш монпарнасский опыт совместной работы по существу оправдан жизнью. Я собираюсь писать брошюру о совместных формах работы с молодежью. Но действительно не надо абсолютизировать идеи совместности, есть законная тяга к раздельному воспитанию. Когда я быль молодым человеком, я не пошёл бы в совместную организацию, считая ее глупой для себя.

2. Совместной организации всегда грозит опасность дурного тона, и всякий правильный тон такой организации уже есть духовность. Совместное воспитание является более трудным, об этом не надо забывать. Оно требует очень высокого дополнения со стороны старших. Особенно трудно воспитать мальчика в совместной среде, надо помнить, что общая жизнь с женщиной создала семью, а раздельно мужчина создал всю культуру. Нельзя забывать о мужском женофобствии для Poccии. Проблема организации мальчиков очень актуальна.

3. Что же касается вопроса о целительности организации в религиозно- национальном воспитании, надо заметить, что организации не достаточно, нужен организм, а не организация. Соки организации в идейной увлеченности.

4. Вопрос о том, чем должно стать религиозное воспитание в таких больших городах, как Париж, страшен. Что вносит этот город в душу молодежи как со всем этим можно справиться и т.д. Важны индивидуальные, живые постоянные встречи.

А.И. Никитин: Как же возможна работа с молодежью, если она так трудна? Может быть, надо исходить из мысли, что идеи движения найдут отклик не у всей молодёжи, а только у некоторых и в работе с молодежью исходить из этой маленькой группы, как основной базы. К организации надо призывать, исходя из определенных целей и некоторых правил. Я исключаю мысль, что сильный слова, который вы обращаете к молодежи, останутся без ответа. Начиная работу с молодежью, надо опасаться осуждать молодёжь, постепенно исправлять её. Основные же принципы должны быть поставлены очень ярко, отчетливо и твердо. Относительно степени их самостоятельности, я употребляю формулу "обмана", хотя это не полный обман. Надо зажечь молодежь пафосом активности, и жизни с помощью своего старшего руководителя. Я считаю очень полезным для молодых сознание их юридической ответственности за организацию.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»