Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / О задачах и средствах религиозного воспитания и образования /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Предисловие
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• ПРОТОКОЛ № 1 от 6 июля 1925 года
• ПРОТОКОЛ № 2 от 7 июля 1925 года
• ПРОТОКОЛ № 3 от 9 июля 1925 года
• Резолюция
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




О ЗАДАЧАХ И СРЕДСТВАХ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(Доклад прот. С. Четверикова Педагогическому Бюро в 24-х положениях)

I. Связь школы с семьей и обществом.

1) Русская средняя школа, неразрывно связанна с русским обществом и русскою семьею, должна поддерживать то дело религиозного воспитания и образования, которому полагается начало в христианской семье и которое составляет необходимую основу разумного и светлого общего образования.

II. Храм и молитва

2) Средоточием религиозной жизни школы должен быть храм (постоянный или временный), и школа должна заботиться о привитии детям привычки и любви к посещению храма.

3) Продолжительность школьного богослужения должна быть приспособлена к возрасту и силам учащихся, с сохранением общего плана церковных служб и по однообразному указанию высшей церковной власти.

4) В тех средних школах, где имеются интернаты, утренняя и вечерняя молитва должна совершаться сообща, но каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность иметь и свою личную, особую молитву, соответственно вынесенной им из семьи привычке и его личной потребности. Для этого школьный храм не должен запираться в течении всего школьного дня.

5) Религиозная жизнь школы может идти правильно лишь при условии согласной работы в этом направлении всех руководителей школы.

III. Закон Божий, как учебный предмет.

6) Закон Божий в средней школе является с одной стороны предметом учебным, с другой стороны предметом воспитательным.

7) Как учебный предмет Закон Божий должен дать учащимся знания ясные, отчетливые, сознательные и прочные, и к учащимся должны быть предъявлены не менее серьезные и строгие учебные требования по Закону Божию, как и по другим предметам.

8) Оценка познаний учащихся в приготовительном и двух младших классах не вызывается существенной необходимостью, так как в этих классах дети обыкновенно с полною охотою и интересом, не нуждаясь ни в поощрительных ни в порицательных мерах, занимаются Законом Божиим. Оценка познаний может оказаться необходимой лишь с третьего класса по следующим соображениям: 1) при отсутствии оценки знаний по Закону Божию и при существовании таковой по другим предметам появляется отодвигание Закона Божия на задний план; 2) развивается безразличное отношение к знанию и незнанию; 3) возникает неуверенность в своих познаниях; 4) становится трудным для посторонних лиц следить за успехом занятий учащихся.

9) Экзамены по Закону Божию должны иметь место в 4 и последнем классах, а в остальных классах по усмотрению педагогического Совета.

IV. Закон Божий, как воспитательный предмет.

10) Как предмет воспитательный, Закон Божий должен укреплять в детях религиозное чувство, воспитывать любовь ко Христу-Спасителю, к православной и, в частности, к русской Церкви, и приучат к деятельному исполнению Христовых Заповедей.

11) Законоучитель не должен ограничиваться общением только со всею массою учащихся, но должен вникать в личную жизнь и духовные нужды учащихся, и приходить им на помощь в необходимых случаях.

12) Полезно сохранять в школах старый добрый обычай русских кадетских корпусов - существование классного праздника. Каждый вновь образующийся класс приобретает для себя по своему выбору икону того или иного праздника, в честь которого устанавливается классный праздник. В день этого праздника или в ближайший воскресный день учащиеся приносят свою икону в храм и там пред нею совершается молебен. Класс заботиться об украшении своей классной иконы и зажигает перед нею лампаду, особенно на уроках Закона Божия.

13) Кроме классного праздника должен существовать и общешкольный праздник, который, при существовании храма, должен совпадать с храмовым праздником. Учащиеся выпускного класса на прощальном молебне получают от школы на благословение шейный образок своего общешкольного или храмового праздника.

14) Должно быть обращено особенное внимание на классную обстановку. Классные помещения не должны иметь вида голой унылой казармы. Они должны напоминать уютную домашнюю обстановку в соответствии с христианским характером и направлением школы.

V. План преподавания Закона Божия.

15) Весь курс Закона Божия в средней школе должен делиться на три концентра, из которых каждый заключает в себе законченный круг знаний, состоящий из двух отделов: А) фактических данных христианства и Б) систематического изложения христианского учения. Каждый последующий концентр служит расширением и углублением предыдущей. Первый концентр охватывает курс приготовительного класса, второй четыре младших класса школы, и третий - старшие классы школы.

VI. Программа преподавания

16) Курс приготовительного класса заключает в себе: краткое изложение священных событий Ветхого и Нового Завета, научение детей домашней молитве, первоначальные сведения по объяснению Богослужения и краткое объяснение десяти заповедей и символа Веры.

17) В первом классе изучается Священная История Ветхого Завета. Она излагается не как политическая история Еврейского народа, а как история подготовления человечества к явлению Спасителя мира, как история Царства Божия до Христа. То отрицательное отношение к Ветхозаветной Библии, которое теперь так часто можно встречать в светском обществе, не имеет оправдания с христианской точки зрения.

18) Целью преподавания Закона Божия во втором классе является запечатлеть в душах детей Божественный образ Христа-Спасителя, как воплотившегося Сына Божия, как исполнение всех ветхозаветных ожиданий, как свет Разума, как Солнце-Правды, как совершеннейшую Любовь и Святость. Ознакомление с Божественным образом Христа-Спасителя должно совершаться, главным образом, по Евангелию.

19) В третьем классе обыкновенно проходится объяснение богослужения. Мы предлагаем заменить объяснение Богослужения пропедевтическим курсом истории христианской Церкви в жизнеописаниях святых. Мы это делаем по следующему соображению: история христианской Церкви, и прежде всего апостольского времени, есть непосредственное продолжение Евангельской истории (в прежних учебниках Нового Завета история Апостольской Церкви обыкновенно присоединялась к Евангельской истории - например, в учебнике прот. Базарова, прот. Н.Попова и др.). Изучая историю церкви и особенно жития святых вслед за учением жизни Христа-Спасителя, дети видят, как было воспринято Евангелие его первыми последователями и как оно осуществлялось ими в жизни; они видят, что устроение Царства Божия на земле не прекратилось с окончанием земной жизни Спасителя, но продолжалось и продолжается до наших дней. Помимо образовательного этот курс имеет для учащихся и большое воспитательное значение: дети всегда любят и читать и слушать жития святых.

20) Изменяя программу 3-го класса, мы не исключаем из курса средней школы объяснения православного Богослужения. Мы предлагаем распределить весь курс объяснения Богослужения между четырьмя младшими классами и изучать его в связи с богослужением воскресным, праздничным и постовым, или на особых дополнительных беседах накануне воскресных и праздничных дней, или же уделяя на это часть обычного урочного времени. Распределение учебного материала может быть сделано следующим образом. В первом классе дети наглядно знакомятся с устройством православного храма, со священными предметами и одеждами, о главных церковных службах, о праздниках и постах, знакомятся с содержанием ектений. Во втором классе знакомятся с содержанием, главными частями и песнопениями Божественной Литургии. В третьем классе знакомятся с содержанием и песнопениями Всенощного бдения. В 4-м классе изучают особенности богослужения Великого Поста, Страстной Седмицы, Пасхи и повторяют слабо усвоенное в предыдущих классах. Не ограничиваясь этим, законоучителю необходимо в каждом классе при каждом удобном случае обращаться к объяснению Богослужения, как необходимой основе духовной жизни православного христианина.

21) В четвертом классе должен изучаться, как это и бывало всегда раньше, пространный христианский Катехизис. Изучением Катехизиса подводится итог всему усвоенному в предыдущие годы и дается ему стройная, законченная форма. Как младший концентр Закона Божия (курс приготовительного класса) заканчивается систематическим изучением православного вероучения и нравоучения, так и средний концентр естественно завершается изучением Катехизиса. Изучение Катехизиса в 4-м классе имеет психологическое отличие от изучения вероучения в 7-м классе. В 4-м классе истины Катехизиса более усвояются верующим сердцем и потому обычно сохраняются в душе на всю жизнь. В 7-м классе истины вероучения более изучаются отвлеченным рассудком, и оставляют глубокое впечатление только при особенно талантливом и проникновенном их объяснении законоучителем. При изучении Катехизиса, как и при изучении других отделов Закона Божия, необходимо руководствоваться общим дидактическим правилом, т.е. начинать изучение предмета с более простых, понятных и близких душе сторон его и переходить к сторонам более сложным, отвлеченным и трудным. Если для новообращенных естественным порядком изучения Катехизиса нужно признать изучение его с основных истин веры, т.е. с символа веры, то для детей, выросших в христианской семье и в христианской среде, более естествен другой путь. Мы знаем, что наилучший путь к уразумению христианских истин заключается в исполнении заповедей Христовых. "Аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди", говорит Господь Иисус Христос: "не убивай, не прелюбодействуй, не кради и люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.19. 16-19). На этом основании мы полагаем, что наиболее естественным порядком изучения Катехизиса является обратный общепринятому. Изучение Катехизиса должно начинаться с заповедей десятословия, определяющих внешние поступки человека и это изучение должно иллюстрироваться яркими, наглядными и увлекательными примерами из жизни святых и из житейского опыта; от заповедей десятословия необходимо перейти к изучению заповедей блаженства и молитвы Господней, определяющих внутреннюю духовную жизнь христианина; и, наконец, закончить необходимо изучением символа Веры, истины которого после всего предыдущего явятся особенно близкими сердцу.

22) В пятом классе изучается общая история христианской церкви. История христианской Церкви прежде всего должна заключать в себе повествование о духовном возрождении и новой жизни людей под влиянием Евангелия, т.е. историю внутренней жизни святых мучеников и мучениц, подвижников и подвижниц, а также познакомить с важнейшими произведениями древнехристианской письменности. Она должна изобразить ту борьбу, которую пришлось перенести Христианской Церкви с иудейством и язычеством, и с разнообразными проявлениями еретичествующей мысли, стремившейся навязать христианству чуждое ему содержание. И, наконец, она должна изобразить жизнь Церкви, как определенной, имеющей внешние формы, организации с ее управлением, богослужением, каноническим строем, взаимоотношением с государством и пр. В этом классе желательно привлекать учащихся к самостоятельному, детальному изучению тех или иных вопросов курса, к составлению и совместному обсуждению докладов, насколько это позволяет время и обстоятельства.

23) В шестом классе изучается история Русской Церкви. Этот курс имеет особенно важное значение для русских учащихся. Здесь особенно важно показать, было ли православие принято русским народом, исключительно, как внешняя обрядность, или же русские люди воспринимали его и как новую, духовную жизнь, как нравственный подвиг. Поэтому, здесь очень важно обратить внимание на характер русского благочестия, на жития русских подвижников, на русское монашество, русское старчество и странничество, на русскую духовную литературу, с которой следует знакомить учащихся в подлинках, а не в изложении. Затем, следует обратить внимание на связь Русской Церкви с Русским Государством и на ее значение в истории Русского Государства, и выяснить, насколько это связь и в чем именно была благотворна, или неблаготворна для самой Церкви, для государства и для русского народа. Для желающих может быть организован дополнительный курс - идейные и религиозные течения в русском обществе, история раскола и сектантства. Также как и в пятом классе, и даже в большей степени, желательно и в этом классе привлечение учащихся к самостоятельным работам.

24) Курс 7-го и 8-го классов, по программе, состоит в изучении православного христианского вероучения и нравоучения. Мы предлагаем и то и другое изучать не по учебникам, хотя бы и очень хорошо составленным, а непосредственно, по первоисточнику, т.е. по Священному Писанию Нового Завета. Мы предлагаем это сделать по следующим соображениям. Самые лучшие учебники вероучения и нравоучения передают учащимся истины христианской веры и нравственности в изложении составителя, подлинные же слова Спасителя и Апостолов до них не доходят. Многие оканчивают среднюю школу, никогда не прочитав полностью бесед Спасителя, ни послании Апостолов. Мы считаем это недопустимым для христианского юношества. Замена учебников Священным Писанием Нового Завета во 1-х даст возможность учащимся ближе познакомиться со Словом Божиим, во 2-х воспринять христианские истины так, как они были высказаны Иисусом Христом и Апостолами, и в 3-х убедиться, что Церковь исповедует и теперь то же самое учение, которое было возвещено Спасителем и Его учениками. Можно опасаться, что изучая христианское учение непосредственно по Новому Завету, учащиеся станут смотреть на эту книгу, как на обыкновенный учебник, и книга потеряет для них аромат святости и благоговения, или что они привыкнуть толковать Евангельские слова произвольно и неправильно, но это и есть та именно опасность, избежать которой составляет обязанность руководителя. При правильном отношении к делу учащиеся узнают из Евангелия и посланий все те истины веры и нравственности, которые излагаются и в учебниках, правда, не в стройном и систематическом виде, но зато так, как они были сказаны Спасителем и записаны Апостолами. Мы предлагаем 7-й класс посвятить изучению бесед Спасителя по Евангелию, и 8-й класс изучению посланий св. Апостолов.

Так как ни в Евангелии ни в посланиях нет строгого разграничения истин вероучительных от нравоучительных, то и те и другие должны быть равным образом изучаемы, как в 7-м, так и в 8-м классах, с тою только разницею, что в 7-м классе они будут изучаться по Евангелию, а в 8-м по посланиям св. Апостолов.

При занятиях нужно иметь в виду не количество прочитанных и изученных мест из Нового Завета, а пробуждение в учащихся интереса и любви к чтению Священного Писания, и то, чтобы они могли совершенно ясно и отчетливо представлять себе содержание прочитанного.

Протоиерей Сергий Четвериков.

***

Настоящий Доклад подвергся подробному и тщательному рассмотрению в Предварительном Совещании, заседавшем 23-го и 24-го февраля и 18 марта 1925 года в составе следующих лиц: Преосвященного епископа Сергия, профессора протоиерея о. Сергия Булгакова, протоиерея о. Иакова Ктитарева, протоиерея о. Сергия Четверикова, профессора В. В. Зеньковского, князя Петра Долгорукова и Вл. Клим. Недельского.

Совещанием были внесены изменения и дополнения в доклад, из которых отметим следующие: Весьма оживленные рассуждения вызвал четвертый пункт доклада. О. Иаков Ктитарев отметил, что в случайных интернатах с разнородным по дошкольным и внешкольным впечатлениям составом учащихся общая молитва является спасением религиозного дела в школе, хотя, конечно, ею не исключается и предоставление всяческой возможности для частной, уединенной молитвы школьников по их личному желанию. Преосвященный Сергий горячо защищает мысль о том значении, какое даже при казенном и формальном характере обязательной общей молитвы имеет для души ежедневное погружение в благодатную атмосферу молитвы, как она регулирует в человеке все и подтягивает его во всех отношениях. Если взять, говорит Владыка, все минусы общей молитвы, она все же имеет больше плюсов, больше положительных благотворных сторон. О. Сергий Булгаков в защиту необходимости общеобязательной школьной молитвы сослался на поучительный в этом отношении пример католиков. Пункт девятнадцатый представляющий собой до некоторой степени новое слово в деле преподавания Закона Божия, вызвал чрезвычайно оживленный обмен мнениями, заполнивший почти все утреннее собрание 24 февраля. Начал прения о. И. Ктитарев указанием на то, что осуществить предположение докладчика необыкновенно трудно по отсутствию необходимых учебных часов, ибо наряду с новым церковно-историческим отделом он оставляет в составе третьего курса Закона Божия и изучение Богослужения, которое само по себе занимает непременно целый год. По его мнению, этот исторический материал удобнее включить в историю Церкви для 5 и 6 классов средней школы, где более верующий уже ум учащихся скорее поможет им достигнуть выдвигаемой о. Сергием Четвериковым цели. В поисках более широкого церковно-исторического кругозора можно потерять самый фундамент церковно-исторического образования. Неизбежен какой-то ущерб: либо История Церкви будет теряться, либо опуститься Богослужение. Можно возразить против мысли докладчика и с методологической точки зрения. Все равно, даже говоря о молитве, придется говорить о Богослужении. Поэтому Богослужение лучше оставить на его обычном месте, в объяснительной записке законоучителю позаботиться об установлении той связи между Священной и Церковной Историей, о которой говорить в данном параграфе о. докладчик. Нужно помнить, что и теперь проходит отдел о Богослужении очень трудно. Почти всегда не остается времени для треб. О. Четвериков не считает намеченного им материала обязательным в том виде, как он изложен в программе, но отмечает, что жития святых производят сильнейшее впечатление на детскую душу, оставляя в ней примеры на всю жизнь. При систематическом изложении их можно кое-что выпустить и сократить. Что же касается Богослужения, то его можно перенести и в четвертый класс, как это частично практикуется и сейчас, так что знакомство с ним нисколько не пострадает. Свою последнюю мысль он подтверждает ссылкой на предположенное им новое распределение богослужебного материала.

О. Иаков Ктитарев указывает докладчику на новое недоразумение. В первом классе излагаются не только священно-исторические события, но и выводы из них. Где же и в какое время говорить тут еще о Богослужении? Очевидной связи - нет. Вообще или Закон Божий - величина, всячески переставляемая, или - "дисциплина", которая излагается в строго определенной последовательности и постепенности. Вводить две дисциплины рядом в программу неудобно потому, что дети не могут их отделить. В интересах соглашения ему представляется приемлемым компромисс: основным материалом 3 класса оставить Богослужение, о житиях же святых выразить пожелание, но не связывать законоучителя обязательной программой. Преосвященный Сергий отметил, что осуществление замысла о. докладчика может свестись к изложению разрозненных житий святых, при котором не получится Церковной Истории, а в памяти останутся только ничем несвязанные имена. О. С. Булгаков высказывается в том смысле, что нововведение о. докладчика трудно исполнимо уже хотя бы по отсутствию руководства (коего совсем нет), поэтому следует ограничиться указанием его желательности и ценности, всячески рекомендуя его о. о. законоучителям, но возвратиться к прежнему порядку, облегчив существующий курс Богослужения присоединением некоторых его отделов к Священной Истории.

В результате всестороннего обсуждения наметился следующий вывод: курс 3-го класса должен начинаться продолжением Священной Истории в виде истории апостольской Церкви (по книге "Деяния Св. Апостолов") до мученической кончины апостолов Петра и Павла, чтение же Житий Святых, осмысленное идеей о. С. Четверикова, распределить по другим двум или трем классам, по усмотрению преподавателя. С другой стороны, согласно мысли о. докладчика, знакомство с Богослужением должно начинаться с первого же класса, чтобы между всеми составными частями курса Закона Божия устанавливалась более тесная и неразрывная связь.

На основании продолжительных суждений Совещание признало целесообразным распределить Катехизис между четвертым и пятым классами, удержав старый порядок его преподавания, т.е. предварительные сведения и учение о вере отнести к курсу 4-го класса, учение же о молитве Господней, заповедях блаженства и Десятословие включить в программу 5-го класса. При этом Совещанием выражено пожелание, чтобы сжато пройдя вторую часть Катехизиса, законоучители в 5-ом классе проходили также и общую Церковную Историю до разделения Церквей, за исключением апостольского периода, который отнесен к курсу 3 класса. По предложению о. протоиерея Сергия Булгакова к этому резолютивному выводу присоединяется оговорка, что в потребных случаях законоучителю представляется право переставлять части данного курса применительно к своим собственным индивидуальным особенностям, равно как и к особенностям того или другого состава учащихся.

24-м пунктом доклада определяется курс 7 и 8 классов, при чем к первому из них приурочивается изучение православного христианского вероучения, а ко второму изучение православно-христианского нравоучения. Само по себе такое распределение учебного материала для данных классов соответствует указаниям законоучительского съезда 1909 года. Но о. С. Четверкиов делает попытку новой постановки преподавания этого материала, когда предлагает изучать его "не по учебникам вероучения и нравоучения, но непосредственно по первоисточнику, т.е. по Священному Писанию Нового Завета", в 7-ом классе по Евангелию, в 8-ом классе по посланиям св. Апостолов. Эта попытка вызывает серьезное возражение со стороны о. Иакова Ктитарева. Он указывает на то, что никогда не были так поколеблены самые основы веры и нравственности, как они поколеблены теперь, и потому никогда в такой степени не ощущалась потребность в защите боговдохновенного Откровения, пророчеств, чудес и подобных им проблем. Обойтись без системы ныне законоучителю невозможно. Выводам, вытекающим из откровения, он непременно должен предпослать систематический курс о нравственном законе, морали, цели жизни, эвдемонизме, свободе воли. Сразу же заговорить языком Слова Божия во многих случаях, по меньшей мере, бесполезно. Представления о. Сергия Четверикова слишком идеалистичны, далеки от жизни. В ней прежде всего ищут и требуют знания, если и склонны преклониться, то лишь пред научным авторитетом. Вот почему законоучитель сейчас должен быть энциклопедистом, человеком, прежде всего способным говорить во имя разума, а потом уже на основании библейского текста, доказывая и показывая, что то, что считается несомненным с научной точки зрения, в сущности давно уже еще лучше и полнее раскрыто в учении веры. Тогда только нынешний скептический ум начинает внимательно прислушиваться и постепенно приходить к вере. Предполагаемые о. докладчиком беседы прекрасны, желательны и полезны, но именно лишь после такой подготовки почвы для них, как естественные выводы, объединяющие в одну систему все религиозно-нравственное образование. После этих замечаний о. протоиерея Ктитарева, им была прочитана принятая в Тржебовской русской гимназии программа веро-и нравоучения, применительно к которой составлен целый ряд учебников, как то: самого о. Ктитарева, Петра Смирнова, Константина Аггеева, Миртова и др.

Считая нынешнее религиозное невежество причиной отсутствия или слабости веры, о. протоиерей полагает, что в 7 и 8 классах первоначально должны быть пройдены систематические курсы, устраняющие это невежество , а потом их следует завершить беседами по плану о. Четверикова, в которых те же вопросы были бы освещены светом Евангелия и Апостольских посланий.

Совещание соглашается, что при всей глубокой продуманности и содержательности план о. докладчика рассчитан лишь на "добронастроенных" людей и является нисколько не систематизированным собранием случайных истин, почему полезнее всего для дела соединить его с существующей программой курса веро и нравоучения, что придаст ему более или менее библейский характер. Более всего желательно было бы Библейское богословие, изучение вероучения и нравоучения по первоисточникам, но в известной системе (мнение Преосвященного Сергия). Однако так как, по справедливому выражению о. Сергия Булгакова, "Библия не систематична". Такое Богословие едва ли скоро появится, то намечаемое соединение программ прот. Ктитарева и прот. Четверикова до некоторой степени восполняет существующий пробел и имеет то достоинство, что способствует непосредственному ознакомлению с первоисточником христианского учения, дает возможность чувствовать и воспринимать дух Священного Писания, увенчивает преподавание Закона Божия прекрасным библейским заключением.

Мысль о. Четверикова о необходимости обратиться к первоисточнику православно-христианского веро-и нравоучения Священному Писанию особенно горячо, с исключительной энергией и ударением поддерживает проф. протоиерей о. С. Булгаков, усматривающий в новшестве о. докладчика попытку ввести в среднюю русскую школу преподавание Священного Писания или хотя бы его избранных мест. Не считаться с умственными течениями и идеями, говорит он, нельзя. Но если бы в школе достигалось хоть какое-либо знакомство со Словом Божиим, это было бы гораздо существенно. Наше незнакомство с Библией - великая беда. Пусть даже Писание не будет достаточно воспринято, но известное впечатление от него остается на всю жизнь. Не даром же англичане заставляют детей "долбить" Библию. Это арсенал христианской мудрости, неистощимый источник материала для выработки христианского мировоззрения. Всем известно значение текстов в Катехизисе. Это благодатное семя, посеянное в душе навсегда. Оно там хранится и сохраняется, а то, что усвоено только ради преходящего интереса, легко может быть забыто, когда отпадет этот интерес.

Общие руководственные указания последних параграфов доклада о. Четверикова, поскольку они согласуются с высказанными в настоящем Собрании суждениями по докладу, постановлено отнести к объяснительной записке. Там же решено выразить, как общий принцип, ту мысль, что окончательное решение вопроса о приемах преподавания, ибо оно в известной степени является творчеством, зависит от вдохновения, достигает большей успешности, когда ведется в соответствии с высшими расположениями и порывами души законоучителя. Окончание редактирования программы (с 4-го до 8-го класса включительно) и объяснительной записки к ней, применительно к сделанным указаниям за отсутствием о. докладчика, поручено члену Совещания В. Недельскому.

Намечаемую программу Закона Божия с объяснительной к ней запиской в их окончательной редакции, ровно как и протоколы Совещания, постановлено представить при сопроводительном отношении Преосвященнейшего Председателя Совещания, Епископа Сергия, на благоусмотрение Высшей Церковной Власти.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»