Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ПЕРИОД СРЕДНЕГО ДЕТСТВА
(6-8 лет)

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Он усваивает физические павыки необходимые для детских игр;
  • он развивает здравую позицию по отношонию к себе;
  • он приобретает уверенность в себе;
  • он приспосабливается к социальной роли мальчика или девочки;
  • он учится читать и писать;
  • он строит свою собственнуго систсму ценностей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он энергичен

Рост и развитие. Первоклассник — всегда сгусток энергии, всегда в движении, он может сосредоточиться на 10-15 минут. Его мускулатура развилась настолько, что он теперь получает удовольствие, соизмеряя точность своих движений. Ходьба, бег, лазание и метание происходят почти автоматически. Когда он быстро перемещается из одного места на другое, ему не приходится сосредотачиваться на своих движениях. Он свободно наблюдает новые картины и звуки в жизни и таким образом развивается умственно и физически. Хотя его тело развивается, рост его неравномерен, а сердце не растет пропоріщональыо всому телу. Поэтому он не может вынести длителъные периоды напряженной деятельности, и ему необходимы периоды отдыха. Он все еще восприимчив к детским заболеваниям, когда контактирует с большим количеством своих сверстников.

Проверка физического состояния. Прежде чем ребенок пойдет в школу, разумно проверить его физическоо состояние. Многие дети попали в разряд отстающих только потому, что они плохо слышали или недостаточно хорошо видели.

В это время ребенок естественным образом теряет свои молочные зубы. Мы должны помочь ему узнать, что это совершенно нормально и что у него скоро вырастут коренные зубы.

Подготовка к школе. Вы многое можете сделать, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, проверяя его личные навыки.

Умеет ли он самостоятельно одеваться? Сможет ли он самостоятельно сходить в туалет? Умеет ли он чистить зубы, следить за своими ногтями? Может ли причесать свои волосы? Нет ли у него привычек, над которыми будут смеяться другие дети? Не сосет ли он свой большой палец? Не грызет ли он ногти? Разрешились ли проблемы раннего детства и младенчества? Если да, то этому ребенку будет гораздо легче преодолеть проблемы, свойственные этому трудному «переходному периоду».

Игровая деятельность. Первокласснику по-прежному нравится играть, но основная его деятельность направлена на конкретные навыки, которые позволят ему занять определенное место в игре. Если мальчики и девочки четырех и пяти лет могли довольно легко играть вместе, то теперь различия между занятиями мальчиков и девочек этого возраста становятся совершенно очевидными.

Мальчикам будут нравиться более подвижвые игры, чем девочкам, однако их могут привлечь игры и игрушки детей противоположного пола.

Интеллектуально — он наблюдатель

Наблюдение. Хотя первоклассник очень наблюдателен, он не понимает всего, что видит, потому что его мыслительные способности только пробуждаются. Во многих случаях его умственные способности легко переоценить, особенно когда он наблюдает и примечает то, что взрослые, поглощенные своими собственными мыслями, не замечают. Он часто будет обращать внимание на очень незначительную деталь и сосредотачиваться на ней. Он очень быстро замечает противоречия во взрослых. Если взрослый просит его сделать что-то одно, а сам затем делает другое, ребенок будет сбит с толку и расстроен.

Понимание. Первоклассник мыслит в категориях «здесь и сейчас» и по-прежнему имеет ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Однако он может понимать новый материал и концепции, если они связываются с известными фактами и истинами (смотрите метод, используемый Господом Иисусом в Мф.7:9-11). Поэтому для того, чтобы хорошо учить детей, учитель должен хорошо знать и понимать то, что ребеиок уже знает, чтобы связывать новые истины с этими знаниями. Ребенок этого возраста будет постоянно спрашивать: «Это правда?»

Запоминание. В этом возрасте ребенок способен легко запоминать. Его нужно поощрять запомнить те библейские стихи, которые связаны с его собственным опытом. Он также может запоминатъ гимны, стихи, расположение книг в Библии и т.д. Он легче запоминает слова, нежели мысли.

Множество вопросов. Первоклассник все еще задает много вопросов и, вероятно, сго любимым вопросом является «почему?»

Но теперь он достаточно большой, чтобы знать, что, возможно, придется подождать некоторое время, чтобы услышать ответ, или ему придется найти ответ самостоятельно. Родители постуият правильно, если будут уделять время, чтобы собираться вместе со своими детьми и выслушивать их вопросы. Учителя также могут устраивать вечера вопросов и ответов для детей этой возрастной группы. Помните, что ребенок может толковать наши слова буквально.

Социально — он дружелюбен

Деятельность в группе. Детям нравится быть вместе с группой и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это не только дает им чувство солидарности, но и придает каждому ребенку чувство уверенности, так как его личные неудачи и отсутствие навыков не так заметны на общем фоне. Он любит и всегда хочет побеждать и может даже обмануть, чтобы добиться победы. Ему нравится заниматься изготовлением поделок, но часто это лучше получается в начале, чем в конце. Поэтому ручной труд как вид деятельности должен проводиться на одном занятии, а не растягиваться на несколько недель.

Семейные связи. У ребенка также могут развиваться дружеские отношения с одним или двумя детьми того же пола и возраста. Он гордится своей семьей и семейным кругом и любит малышей, дедушек и бабушек. Ему нравится заниматься чем-то вместе с семьей. Хорошо, если родители учитывают этот факт, так как по достижении девятилетнего возраста, ребенок будет более заинтересован в друзьях и группе сверстников вне семейного круга.

Личные конфликты. Многие дети этого возраста столкнутся с настоящими личными конфликтами, когда поймут, что те нравственные правила, которые были установлены для них дома и в церкви, не похожи на те, с которыми они встречаются вне дома и в школе. Родители должны быть готовы помочь ребенку построить свою собственную шкалу ценностей и помочь ему быть верным ей, даже если это приведет к насмешкам. Ребенок, который научился выдерживать грозу при поступлении в школу, будет лучше подготовлен к другим бурям, с которыми он столкнется при достижении подросткового периода.

Эмоционально — он беззащитен

Угождающий ребенок. «Угождающий первоклашка» стремится угодить взрослым для того, чтобы получить эмоциональную защиту. Он не только хочет помочь маме в работе по дому, но часто становится и помощником учителя.

Хочет быть принятым. Ребенку нравится быть частью группы, и он хочет быть принятым другими. Он стремится к привязанности со стороны взрослых и нуждается в их руководстве. Он особенно заинтересован в своих ровесниках. Ребенок по-прежнему подражает взрослым и часто придает важность тем же ценностям, что его родители и учителя.

Застенчивость. Когда ребенок начинает ходить в школу (или даже ранее — когда он начинает ходитъ в детский сад) он будет во многих случаях проявлять застенчивостъ, если он не может приспособиться к другим детям и не чувствует своей принадлежности к ним.

Застенчивому ребенку в группе нужно предложить особое занятие или дать особое поручение, чтобы отвлечь его внимание от самого себя. Родители и учителя должны помочь ребенку приобрести уверенность в себе, хваля его за выполненную работу.

Необходимость в защите. Первоклассник легко эмоционально возбуждается, что проявляется в поведении, которое свойственно маленьким детям. Доверие, которое он испытывал к своим родителям, может быть поколеблено, когда он начнет осознавать, что они не совершенны.

Духовно — он проницателен

Хорошо и плохо. К тому времени, когда ребенок достигает восьмилетнего возраста, он начинает совершенно ясно различать добро и зло. Он видит различие между тем, чему его учат через наставления, и тем, чему его учат на примере.

Противоречие. Родители и учителя должны быть осторожны, чтобы не было противоречия между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Ребенок будет делать то, что делает взрослый, а не то, что он говорит. Первоклассник также узнает, что существуют хорошие и плохие компании и что это может повлиять на его собственное поведение.

Он также узнает, что его собственные правильные и неправильные поступки будут влиять на мир в его сердце, если они войдут в противоречие с тем, что он научился ценить.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Вина и покаяние

Как ребенок, который разбирается в том, что хорошо и плохо, он будет определять для себя то, что для него неприемлемо. Это, естественно, приведет к осознанию вины за плохие поступки и к желанию покаяться и получить прощение.

«Твердо придерживайтесь стандартов истины и не смотрите сквозь пальцы на ложь, плутовство или воровство, но сознавайте, что ребенок, который совершает любой из этих проступков в какой угодно степени, нуждается в помощи, он нуждается в том, чтобы разрешить проблемы, которые могут быть вскрыты чуткой, любящей проницательностью. Когда ребенок поступает плохо, он определенно испытывает чувство вины и отделения от Бога, и чувство воссоединения — при покаянии.

Всегда проще сказать, что хорошо или плохо для другого человека, но важно, чтобы применение истины было личным. Когда речь идет о нравственных принципах, ваша обязанность как родителей заключается в том, чтобы проследить, что ваш ребенок проявляет послушание, не важно, понимает он это или нет. Если он был наставлен в «доверии»,.. в доверии своим родителям, учителям я Богу... он будет в состоянии принять то, что но понимает полностью».

Открыт для Евангелия

Этот ребенок открыт для Благой Вести спасения во Христе и может быть готов принять Его как Спасителя. На этой ступени развития Бог может подготавливать ребенка к принятию Христа как личного Спасителя, ислользуя его физические, умственные, эмоциональные, социальные и духовные характеристики. Поэтому, этот период детства может быть назван «золотым возрастом спасения».

Физически— рост и развитие прогрессируют.

Интеллектуально - он является проницательным наблюдателем, соотносящим то, что он видит, с категориями «здесь и сейчас». Он живет в основном настоящим и нуждается в принятии Господа Иисуса Христа как личного и живого Спасителя.

Эмоционально — он не защищен и нуждаетоя в любви и опеке, поскольку стремится к необходимой безопасности.

Социалъно — он стремится к дружбе либо с одним робенком, либо о группой детей, ища эмоциональной стабильности и удовлетворения.

Духовно — он все еще остается доверчивым, но ищет доказательств и определенности. Так как он также разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо, и знает свои собственные ошибки, он стремится к духовной безопасности, которую может найти, если примет Господа Иисуса своим Спасителем. Он обладает чуткой совестью, сильным желанием быть послушным и очень доверчив.

Личное решение

Характеристики этой возраетной группы сочетаются таким образом, что позволяют ребенку, с человеческой точки зрения, принять Христа Спасителем. Ребенок, воспитанный в христианской семье, мог уже обратиться ко Христу либо тайно, либо явно, быть может, когда он был слишком маленьким, чтобы помнить это. Но если его не призвали принять Христа раньше, нужно призвать его сделать это сейчас. Никогда нельзя считать само собой разумеющимся, что ребенок из христианской семьи автоматически обретает спасение. Никогда нелъзя позволять ребенку что он имеет спасение, если он лично не принял Христа

Наша ответственность

Если ребенок родился в нехристианской семье, часто бывает так, что он еще не принял Христа. Наша обязанность состоит в том, чтобы просто и ясно представить ему Евангелие в том виде, в каком он может его понять. Все характеристики этого возраста помогагот ему быть открытым к Слову Божьему.

ІІринятие Христа

Те, кто работает с детьми, часто слышат вопрос: "Может ли ребенок принять Христа?" В этом возрасте ребенок определенно может принять Христа. Психологически он более открыт Евангелию и ему проще принять Христа именно сейчас, чем в любой другой период его жизни. Кто отважится сказать, что Святой Дух не может обличить его во грехе и привести ко спасению?

Недостаток увсренности

Что если ребенок заявляет о том, что он принял Христа, более одного раза? Это может быть проблемой детского работника или самого ребенка. Мы должны понять, в чем заключается проблема ребенка, и попросить руководства Святого Духа, чтобы помочь ребенку удовлетворить его духовную нужду. Пока ребенок обращается к нам со своими нуждами, мы можем ему помочь. Опасность грозит не тому ребенку, который обращается ко Христу больше одного раза, но тому, который ни разу не обратился к Нему, у которого мы не наблюдаем никаких признаков того, что он хочет принять Христа своим Господом и Спасителем. Сердце такого ребенка может стать черствым к духовным истинам.

Поклонение

Обращенные дети этого возраста могут находить настоящую радость в поклонении Господу. Когда их понимание Бога расширится и углубится, они найдут новую радость в воспевании Ему хвалы и в беседе с Ним в молитве. Не имеющий препятствий ребенок может научиться свободно разговаривать с Богом.

Он будет приносить Богу в молитве свои проблемы, большие и маленькие. С доверием он будет ожидать, что Бог даст ему ответы.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»