Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастная психология /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ПСИХОЛОГИЯ    САМЫХ МАЛЕНЬКИХ И   ОСОБЕННОСТИ    ИХ ОБУЧЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ    ДОШКОЛЬНОГО    ОБУЧЕНИЯ

Первые шесть лет жизни человека — это время, когда закладывается духовный, интеллектуальный, эмоционально-чувственный и физический фундамент всей последующей жизни. Это необходимо помнить каждому воспитателю и учителю, но особенно важно знать учителю, преподающему детям Слово Божие.

Спаситель мира, Сын Божий, родившись на земле, был Младенцем и провел детство со Своими земными родителями - Марией и Иосифом. Иисус Христос с великой любовью и нежностью относился к детям. Он предостерегал от пренебрежительного отношения к ним (Мф. 18.10) и ясно дал понять, что детей нельзя лишать возможности приходить к Богу. Господь сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19.14).

Самое главное в дошкольном обучении — так заложить основы веры, чтобы ребенок, когда он созреет духовно, смог принять Иисуса Христа, как своего Спасителя. Такое решение может быть принято и в 10, и в 14, и в 27 лет, но главное, чтобы была подготовлена почва для веры. Для этого мы должны понимать ребенка, знать его проблемы и нужды, как он воспринимает новый материал и как он развивается.

В дошкольные годы ребенок узнает больше, нежели в течение любых других пяти лет своей жизни. Поэтому в церкви необходимо проводить с дошкольниками занятия по изучению Библии, доступные для их уровня развития. Именно в эти годы у детей складываются личностные представления о жизни. Отношение дошкольника к церкви и его понимание Бога и Иисуса Христа формируется под влиянием его общения с членами церкви. Многие церкви, уделяя основное внимание родителям и вообще взрослым членам церкви, несерьезно относятся к малышам. За низким качеством работы с дошкольниками ясно видна позиция: «Нам некогда возиться с малышней. Приходите к нам, когда повзрослеете». Разумеется, ни в одной церкви такого не скажут, но это становится очевидным, если судить по качеству преподавания Библии дошкольникам.

Существует непосредственная связь между работой с молодыми родителями и проведением качественных занятий с их детьми дошкольного возраста. Родители хотят, чтобы их дети были счастливы, обеспечены всем самым лучшим. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы каждый раз, когда они приходят в церковь, проводить интересные, увлекательные занятия по изучению Библии с их маленькими детьми. Если церковь работает с дошкольниками, то она одновременно работает и с молодыми родителями. Кроме того, у дошкольников есть братья и сестры, другие члены семьи, друзья по играм, которых тоже надо привлечь к церкви.

Когда малыши вырастут и станут взрослыми людьми, они сохранят то отношение к церкви, которое было заложено в них в первые годы их жизни. С. Сибил Волдроп в книге «Необходимость понимать современных дошкольников» пишет: «Когда ребенку исполнится 5 лет, то можно уже предсказать, как он будет учиться в школе, каких успехов добьется в будущей работе и насколько счастлив он будет в семье. К пяти годам у ребенка уже складывается отношение к самому себе и появляется чувство собственного достоинства, которые сохраняются на протяжении всей его жизни, если не помешают тому какие-либо серьезные обстоятельства».

МЛАДЕНЦЫ

Младенец в 3 - 4 месяца начинает узнавать тех, кто о нем заботится. Он уже отличает свою мать от других людей. Речь еще мало что значит для ребенка, но он начинает понимать передаваемые через нее чувства.

ОСЯЗАНИЕ играет большую роль для младенца. Через прикосновение он понимает язык любви, доступный ему. У него возникает чувство доверия или недоверия к человеку, ухаживающему за ним, в зависимости от того, какие чувства передаются ему через прикосновение. Младенец уже может посредством эмоций выражать страдание, вызванное постоянным пренебрежением к нему. Такое пренебрежительное отношение к ребенку может серьезно нарушить его развитие, у него не будут формироваться чувства уверенности и безопасности, он будет осознавать, что его не любят.

КОРМЛЕНИЕ одно из действий, при котором младенец ощущает непосредственный контакт с телом кормящей матери. Это приносит ему удовлетворение и помогает ему почувствовать себя в безопасности. Даже когда он сосет молоко из бутылочки, у него появляются впечатления об окружающем его мире, благодаря ощущениям, которые он испытывает, когда его держат на руках и кормят.

В первые месяцы жизни ребенок ни минуты не может терпеть голод. Если его кормят тогда, когда он голоден, то он постепенно привыкает к этому режиму и тогда ему легче дожидаться кормления. В возрасте 6 месяцев ребенок иногда бывает очень пугливым и боязливым. Он уже может выражать чувства злости или отвращения. Хорошо, если в семье есть другие дети, которые общаются с малышом. Контакт с другими детьми способствует формированию у малыша представления о себе. К 6 месяцам малыш уже может выражать радость от общения с другими детьми.

В возрасте от 4 до 6 месяцев малыш уже может поднимать голову и грудь, когда его кладут на живот. В полгода, если его посадить, то он может удерживать это положение. Некоторые дети в 6 месяцев уже начинают ползать.

В 6 - 7 месяцев ребенок уже может произносить несколько отчетливых слогов. К 9 месяцам он может имитировать некоторые звуки. В период от 7 - 8 месяцев до года наблюдаются четкие изменения в развитии ребенка. Он может прямо сидеть, не выказывая никаких признаков усталости, хорошо ползает, встает на ноги. Ребенок ходит, держась за спинки кровати или за другую мебель, стоит без поддержки взрослых и делает первые самостоятельные шаги. Он может непрерывно повторять такие слоги, как «ба-ба» и «ма-ма». Когда его забирают у родителей, он выражает страх. Малыш любит играть в простые игры, такие как «ладушки», но игра должна быть очень кратковременной, потому что он быстро устает. Ему нравятся короткие, простые песенки. Приблизительно в 1 год ребенок произносит свое первое слово.

ГОДОВАЛЫЙ   РЕБЁНОК

Годовалый ребенок начинает познавать окружающий его мир. Он приходит в восторг от вещей, которые может потрогать, подержать, толкнуть, понюхать, пнуть, попробовать или сжать. Подобным образом он воспринимает и других детей. Рот малыша - его главное средство исследования внешнего мира.

Самым важным этапом развития годовалого ребенка является появление самосознания. У него появляется желание быть независимым. Такое самоутверждение продолжается до 3-х лет. Ребенку необходимо чувствовать, что он заслуживает уважения на пути становления личности.

Воспитание в этот период оказывает большое влияние на формирование его самосознания. Годовалому ребенку необходимо чувствовать, что он защищен благодаря постоянной заботе и опеке взрослых, которые во всем помогают ему. Он нуждается в уверенном, но мягком наставничестве. Для здорового психического развития ребенка вредны непомерно жесткие правила, постоянные одергивания окриками: «нельзя», «нет», «не трогай», частые шлепания и т.п.

Благодаря активным движениям (лазанию, толканию и т.п.), у годовалого ребенка развивается координация движений. Он уже может сам кушать, манипулирует игрушками, поднимает, тащит, складывает или сваливает их в кучу.

В 1-2 года у ребенка появляется желание есть самостоятельно. Сначала он это делает неловко, но ему надо дать возможность попрактиковаться. Он может продолжать в течение некоторого времени пользоваться пальцами, как основным «прибором» во время еды.

Многие родители гордятся тем, что рано начинают приучать детей проситься на горшок. Но, к сожалению, в этом возрасте ребенок еще недостаточно физически созрел для этого. Серьезные конфликты могут возникнуть, если родители будут требовать от ребенка, чтобы он рано просился на горшок. Если ребенок не хочет этого делать, то не следует настаивать на этом. Всегда можно заметить, когда он уже сможет проситься на горшок. Обратите внимание на его интерес к туалету и ванной комнате и то любопытство, с которым он наблюдает, что делают там старшие.В течение второго года жизни ребенок уже добивается значительных успехов в четком выговаривании слов. Он часто использует одно слово, чтобы выразить всю мысль целиком. И добивается этого скорее за счет большей эмоциональности, нежели правильного названия предмета. Например, слово «кукла» может означать: «я хочу куклу» или «где кукла». В год и 8 месяцев ребенок может уже сочетать слова, чтобы выразить мысль. К 2 годам он чаще использует слово «нет», чем «да» - так он больше выражает себя.

Годовалый ребенок уже может проявлять любовь к взрослым и детям, выражать восторг, радость и возбуждение, проявлять отчаяние, страх, злость или отвращение. Часто, когда малыша приводят в класс при церкви, он выражает страх при расставании с родителями. В такой ситуации важно помнить, что родителям нельзя просто уйти; для ребенка важнее то, как родители ушли от него, нежели сами слезы расставания. Если они «улизнули», то это не способствует его чувству благополучия.

В этом возрасте малыш, в основном, думает о себе. У него мало представления об отношениях с людьми. Для годовалого ребенка другие дети являются как бы неодушевленными предметами. Исследуя место, в котором он находится, и встречаясь с другими детьми, он может их толкнуть, ущипнуть, укусить, ударить. В возрасте одного года у ребенка нет никакого понятия «мое» и что можно чем-либо поделиться с другим. Ребенок любит находиться с другими детьми, но он не знает, как с ними играть. Малыш очень импульсивен, ярко выражает свои чувства и эмоции. Когда в его руках появляется новая вещь, он тщательно ее исследует.

РЕБЕНОК   ДВУХ   ЛЕТ

Ребенок двух лет очень активен, любит исследовать вещи и окружающий мир, играть, трогать предметы, ударять по ним.

Его внимание долго не задерживается на одном объекте, быстро переключается с одного предмета на другой. Он реагирует на развлечения, но не обращает внимания на рассуждения. Любит играть рядом с другими детьми, но не вместе с ними, а сам по себе. Его игры просты, в основном это манипулирование игрушками и другими предметами.

У двухлетнего ребенка уже появляется понятие «мое», но он еще не знает, что значит поделиться. Словарный запас ограничен, но он уже говорит короткими предложениями (3 -4 слова) и начинает задавать вопросы «где», «когда», «почему». Он слушает короткие рассказы, у него появляется интерес к книжкам с картинками. Ему нравятся короткие, несложные песенки о нем или о том, что ему хорошо знакомо. Наученный взрослыми, малыш может по-своему разговаривать с Богом.

РЕБЕНОК    ТРЕХ   ЛЁТ

Ребенок трех лет очень изменяется внешне, он вытягивается, младенческая пухлость спадает. Его растущее тело нуждается в постоянном движении. Ребенок хорошо ходит и бегает, может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, стоять на цыпочках и прыгать. Ему нужны игры, которые помогают развивать мышцы.

У него появляется живое воображение. Люди и предметы в его воображении могут стать такими, какими он их себе представляет. Он может испытывать страх перед воображаемыми существами. Ребенку нравится играть в доктора, пожарника, милиционера, грудного ребенка или папу.

Его легче контролировать, чем двухлетнего ребенка, так как он уже понимает рассуждения и начинает самостоятельно рассуждать. Это помогает ему разрешать проблемы, которые встают перед ним. У него появляется совестливость, желание сделать приятное тем, кого он любит и уважает.

Для развития самоконтроля ребенку необходима соответствующая дисциплина. Однако не надо заставлять его чувствовать чрезмерный стыд и вину, так как это может быть для него слишком большой эмоциональной нагрузкой.

У ребенка могут проявляться сильные эмоции и переживания. Он может бояться темноты, незнакомых мест, зданий, криков животных, бояться оставаться один. Чтобы контролировать его эмоции, необходима достаточно твердая дисциплина, но при этом он должен чувствовать, что его любят.

Малыш учится задавать вопросы. Его многое удивляет, и он задает много вопросов о том, что видит и слышит и что дает ему пищу для умственного развития. Он понимает все буквально. Например, он не может объяснить что такое «Слово Божие» или «Дом Божий».

Он склонен подражать другим. В его воспитании играют большую роль примеры доброты, вежливости, предусмотрительности. Ребенку начинает нравиться быть с другими детьми и играть с ними. Когда он играет с другими, у него появляется желание делать что-либо совместно и делиться с ними.

В 3 года ребенок уже может сам одеваться, но он еще не умеет самостоятельно завязывать бантики, застегивать и расстегивать кнопки, молнии, пуговицы. Он уже может выполнять несложные обязанности, например, убирать на место свои игрушки.

Ему нравится музыка. Он с радостью играет с колокольчиками и бубенчиками, играет простые коротенькие мелодии. Ему хочется узнать, как звучит тот или иной инструмент. Во время этих экспериментов ребенок уже может придумать мелодию. В этом возрасте общение с музыкой всегда должно приносить радость. Ребенок любит слушать рассказы, любит, когда ему читают. Когда рассказы или книжки ему нравятся, то он может слушать их по несколько раз. Ему нравится перелистывать страницы и смотреть картинки.

Ребенок может отличать Библию от других книг. Он будет слушать короткие рассказы из Библии. Он может усвоить некоторые библейские понятия и даже начинает понимать, как их применять. Он уже использует в жизни такие библейские принципы, как доброта и готовность помочь другим.

ДЕТИ   ЧЕТЫРЕХ   И   ПЯТИ   ЛЕТ

Дети четырех и пяти лет становятся все более и более дружелюбными. К пяти годам их желание общаться с детьми постоянно усиливается. Малыши 4 лет любят играть в небольших группах дошкольников. Дети в 5 лет довольно общительны. В этот период жизни они начинают уважать права и чувства других (особенно в 5 лет), учатся соблюдать очередность. У них уже развивается забота и любовь к другим. Однако им еще трудно примириться с тем, что взрослые проявляют внимание не только к ним, но и к другим детям (особенно в 4 года). Пятилетние дети проявляют большой интерес к окружающим.

Дети этого возраста уже могут думать не только о настоящем, но и о будущем, однако представление о времени у них очень ограничено. Ребенок может сказать «вчера», говоря о событии, которое произошло неделю назад.

Их понимание речи зависит от прошлого опыта. В 5 лет дети лучше понимают словесное объяснение. Они любопытны, часто спрашивают «почему». Дети 4 лет задают много вопросов, начинающихся со слова «как».

Дети этого возраста любят рассматривать картинки, перелистывать книжки с рисунками, слушать музыку. Они также любят слушать, когда им что-либо читают или рассказывают. У них появляется чувство юмора. Во время игры они часто смеются и иногда даже выглядят глуповатыми. Их часто забавляет шум, падение предметов, грубая игра или столкновение людей.

Они боятся боли или возможности пораниться. Больница, доктора, медсестры или медицинские приборы часто ассоциируются у них с болью. У детей этого возраста чаще возникает чувство страха, так как у них очень живое воображение (особенно в 4 года).

Дети 4 и 5 лет могут уже придумать, как применить те или иные материалы, например, они что-то строят, используя готовые детали. Они любят коллекционировать вещи. Постоянно что-либо придумывают и любят выражать свои собственные идеи при помощи музыки, рисования, игры в театр, в «конструктор». Они еще не играют в игры со строгими правилами, часто придумывают свои собственные правила, которые могут изменять. Они участвуют в простых играх, которые организовывают для них взрослые.

У детей этого возраста очень живое воображение. Представление и одушевление предметов составляет большую часть их игр, но при этом они опираются только на конкретные образы и знания реального мира. Они также играют с воображаемыми партнерами.

Дети 4-5 лет способны делать правильный выбор, принимать решения и решать многие проблемы. Они выполняют несложные задания дома, в церкви и воскресной школе. Им уже можно доверять в пределах их возможностей. В этом возрасте развивается уверенность в себе и самоконтроль.

Они все больше и больше понимают смысл библейских рассказов, а также значение и практическое применение в жизни библейских понятий. У них складывается сознательное отношение к Богу, Иисусу Христу, Библии и церкви. Если дети чувствуют доверие к Богу, то у них появилась любовь к Нему (в основном это относится к детям 5 лет). Дети уже могут своими словами разговаривать с Богом. Они уже могут испытывать минуты благоговения, удивления и могут почитать Бога и служить Ему. Дети учатся доброжелательно относиться к людям в церкви.

НУЖДЫ   ДОШКОЛЬНИКОВ

Важно, чтобы мы понимали детей, которых учим, и знали их нужды. Иисус знал нужды окружавших Его людей и помогал им в их физических нуждах так же, как и в духовных. Он учил нас поступать так.

ЛЮБОВЬ необходима каждому дошкольнику. Любовь дает ребенку веру в то, что он — личность, особая и представляющая большую ценность. Преподавателям необходимо быть особенно внимательными и заботливыми к детям, которые не видят любви дома. Без любви ребенок не чувствует себя уверенно и в безопасности.

ДОВЕРИЕ можно определить как твердую уверенность в честности и надежности другого человека. Почти все отношения между людьми основываются на определенной степени доверия. У дошкольников доверие формируется по мере того, как они полагаются на учителей и родителей, которые заботятся о них и учат их.

Дошкольники могут развивать свои способности, заложенные в них Богом, только в атмосфере доверия и безопасности. Если у ребенка нет чувства безопасности, то он не будет чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы приобретать новые навыки.

РУКОВОДСТВО тоже крайне необходимо для дошкольников. Учителя направляют деятельность детей, которая опирается на предыдущий опыт. Ребенок должен знать, что есть границы дозволенного. Многие взрослые люди сталкиваются с серьезными проблемами, потому что никто не подсказал им, что необходимо знать пределы возможностей ребенка.

Каждому дошкольнику необходимо чувствовать, что его принимают и к нему относятся так же, как к другим детям. К каждому ребенку следует относиться без каких-либо условий, независимо от того, что порой у него могут быть проблемы с поведением, или он другой национальности, или из другой социальной среды, или его родители не христиане. Когда ребенка принимают и обучают Библии независимо от его положения, то у него складывается положительное мнение о себе. Психологи утверждают, что многие из их пациентов испытывают пониженное чувство самооценки. Дошкольники, у которых в годы дошкольного обучения сформировалось здоровое мнение о себе, в будущем становятся психологически здоровыми, уверенными, полезными обществу людьми.

САМОУВАЖЕНИЕ тесно связано с тем, как к ребенку относится преподаватель и окружающие его люди. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10.27). Когда преподаватель проводит интересные занятия, на которых ребенок успешно занимается, то у ребенка появляется и крепнет чувство самоуважения.

Занимаясь с дошкольниками в церкви, необходимо обеспечить каждому ребенку определенный уровень независимости (в соответствии с его возрастом). Для дошкольников зависимость и независимость тесно взаимосвязаны. Если дошкольнику что-то кажется непонятным, то он должен быть уверен, что всегда может обратиться за помощью к учителю.

КАК   ДОШКОЛЬНИКИ    ОБУЧАЮТСЯ

Обучение дошкольников осуществляется определенными способами. Прежде всего, дошкольники обучаются посредством ПОДРАЖАНИЯ. Например, мальчик и девочка играют в семью. Девочка говорит мальчику: «Посиди, а я приготовлю тебе обед». И начинает делать так, как делают взрослые.

Когда перед ребенком встает новая задача и он ее самостоятельно решает, то он с радостью заявляет: «Я сам сделал это». Итак, он учится через посредство достижения чувства УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Мальчик с радостным нетерпением бежит навстречу протянутым рукам преподавательницы. Он слышит ее ласковое приветствие: « Доброе утро, Ванечка, я рада тебя видеть». ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ тоже являются способом обучения.

Девочка говорит своей учительнице, когда та закончила читать ей книжку: «Прочтите ее еще раз». Умение слушать развивается у ребенка благодаря ПОВТОРЕНИЮ.

Трехлетние дети заняты приготовлением теста для игры. Так они обучаются через посредство ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Чем больше органов чувств участвует при этом, тем эффективнее обучение. Ребенок может долго рассматривать картину с изображением апельсина, но он лучше всего запомнит его, если возьмет апельсин в руки, попробует его вкус, вдохнет аромат. Взрослые считают работу дошкольника игрой. Но дошкольник прилагает большие усилия, стараясь выполнить задание в процессе игры. В хорошем учебном классе дошкольники не просто играют. Посредством ИГРЫ они постоянно обучаются.

ЛЮБОПЫТСТВО толкает ребенка познавать окружающий его мир. Поэтому преподаватели должны так планировать занятия, чтобы в полной мере использовать природное любопытство дошкольников.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ребенка в процессе урока — один из важнейших методов обучения. Существует множество видов творческой деятельности, которые преподаватель может использовать на уроке, вовлекая в них детей: рисование, кубики, книги, домашняя обстановка, музыка, природа, загадки. Каждый преподаватель берет на себя ответственность за обучение в одной или более областях творческой деятельности. Наблюдая за этой деятельностью детей, преподаватель использует библейские понятия, высказывания и даже рассказывает какую-либо библейскую историю. Например, когда дети примеряют пальто разных размеров, то преподаватель может воспользоваться случаем и рассказать историю из Библии — «Новая накидка для Самуила» и показать им соответствующую библейскую картинку.

Ребенок может понять эту ситуацию: Самуилу нужна новая накидка, так как он уже вырос из старой, и она ему стала мала. Так библейский рассказ становится для ребенка реальным.

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»