Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




МЛАДЕНЧЕСТВО 
(0-3 года)

Основополагающие годы

(от рождения до 24 месяцев)

В течение раннего младенчества закладываются основы всех сторон человеческой жизни. Если в эти ранние и восприимчивые годы основы будут заложены неправильно, то последующая надстройка будет безусловно дефектной. Врачи и педагоги говорят нам, что «период от рождения до года является жизненно важным для всего будущего ребенка. То, каким будет взрослый человек с точки зрения физических и психических характеристик, определяется в этот период жизни гораздо больше, чем в любой другой». Переоценить этот период жизни, как показывает следующая история, невозможно:

«Одна женщина спросила выдающегося религиозного педагога: «Когда я могу начать религиозное воспитание моего ребенка?» «Скажите, а когда родится ваш ребенок?» — ответил он. «Родится? — удивилась она, — да ему уже пять лет!» «Моя дорогая, — воскликнул он —не тратьте время на разговоры со мной! Поспешите домой. Вы уже потеряли пять лучших лет».

«Как жаль, что многие люди не осознают огромный потенциал, который есть у новорожденного младенца. Как важно, чтобы первые впечатления были правильными. Большинства сложных проблем детства и подросткового возраста можно было бы избежать, благовествуя детям Евангелие... в раннем возрасте!»

Другой педагог написал: «На самые трудные проблемы детства и подросткового периода можно ответить двумя словами — начинайте раньше».

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

При рождении: ребенок будет спать около двадцати часов ежедневно.

В первый месяц: пять-шесть ежедневных кормлений и сон в течение каждых двух-пяти часов.

В шесть месяцев: его вес удваивается. Он может переворачиваться и сидеть в течение коротких отрезков времени.

В двенадцать месяцев: он уже может ходить и использовать несколько простых двусложных слов. У него будет от двух до шести зубов.

В восемнадцать месяцев; он — сгусток энергии, хорошо общается и имеет 12-16 зубов.

В двадцать один месяц: теперь он хорошо ходит и бегает и может самоотоятельно есть. Развиваются мышцы и мыслительные процессы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физические — он быстро растет

Необходима активность. Даже маленький ребенок активен. «Он потягивается, стучит, качает руками и ногами, водит глазами и моргает, кричит и делает хватательные движения». Эта постоянная деятельность не только помогает использовать энергию, которая накапливается в результате регулярного питания и сна ребенка, но и способствует его росту и развитию. (Рост означает увеличение размеров, а развитие — изменение в строении тела.)

Темпы развития. Быстрый рост и развитие являются нормальными для первых месяцев и первого года жизни. При всем многообразии примеров, девочки обычно развиваются быстрее, чем мальчики.

Интеллектуально — он исследователь

Активность маленького ребенка способствует не только его физическому развитию, но и умственному. Благодаря органам чувств он открывает окружающий его мир, хотя, возможно, и ограниченный в это время. Он откроет для себя свою маму, других людей, заботящихся о нем, и самого себя. Поскольку речь ребенка в этот период еще не развита, он, по большей части, учится сам, и знания, которые так привычны для нас, неизвестны ему.

Социально — он ограничен

Мир малыша мал и вообще ограничен его непосредственным окружением, включающим его дом, дома близких родственников или друзей. Если малыш родился в христианской семье, то его мир будет больше и может включать церковь. Он вскоре научится привлекать внимание людей звуками, жестами и движениями. Это будут его единственные средства общения. Хотя он может самостоятельно играть с простыми игрушками, ему нравится, когда играют с ним.

Эмоционально - он чувствителен

Малыш обьгчно боится странного, но привычного окружения неожиданных звуков и т.п. Его эмоции нестабильны и он криком быстро проявляет неудовольствие. Однако он уже может начать осознавать, что определенное поведение приемлемо, а другое — нет. Но даже в таком раннем возрасте он может учиться послушанию.

Духовно — он зависим

Отношения и действия. Родители дают ребенку основные примеры поведения, но малыш зависит он них и в своих отношениях. Ребенок будет подражать не только действиям, но так же и отношениям, которые сохранятся на всю жизнь. Ни один учитель не сможет заменить благочестивых родителей, которые дают ребенку надлежащие примеры отношений и действий. Только родители могут создать такую домашнюю атмосферу, которая должна быть в эти ранние основополагающие годы.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Необходима духовная атмосфера. Именно дома, от своих родителей, малыш получает свои первые впечатления о Боге, Библии и Господе Иисусе. Эти впечатления передаются ему через царящую в доме атмосферу. Впечатлительный ребенок учится не только через подражание отношениям и действиям, но и через эмоции своих родителей и ту атмосферу, которую они создают в семье.

Важно родительское влияние. Когда родители должны начинать христианское воспитание своего ребенка? Как только он родится. Начать никогда не рано! Анна посвятила малыша Самуила Господу еще до его рождения (1 Цар. 1:11).

Во Второзаконии 31:9-13 мы читаем, что весь Израиль должен был собираться вместе, чтобы слушать чтение Закона. В стихе 12 говорится: «Собери народ, мужей и жен и детей... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего». Они все должны были слушать, включая и детей. Они все подпадали под влияние Слова Божьего.

Рассказывают одну историю о маленьком мальчике, которого помещали в центр круга при семейном общении в Господе. Другие четверо членов семьи читали Писание и молились вслух. Казалось, что священная тишина охватывала малыша в течение этого времени, когда он ощущал отношение окружающих его людей и чувствовал царившую вокруг атмосферу. Даже на ребенка, который привык слышать, как его родители читают Слово Божье и молятся, будет влиять благочестивая атмосфера, созданная в семье.

Общие советы

  • Учитывайте индивидуальные различия между детьми.
  • Учитывайте, что ребенок сам меняется день ото дня.
  • Не торопите развитие своего ребенка. Он даст вам знать, когда он готов воспринять новый навык.
  • Сделайте заведенный порядок приятным для вашего ребенка, чтобы ои получал от него радость и удовлетворение.

Советы по кормлению

  • Готовьте пищу регулярно и сделайте время кормления радостным для ребенка.
  • Покажите пример радости и благодарения за пищу.
  • Дайте ему яркую, красивую тарелку.
  • Позвольте ему есть самостоятельно из тарелки своей ложкой и вилкой.
  • Помогите ему закончить, когда он устанет есть самостоятельно.
  • Давайте ему маленькие порции и позвольте ему просить добавку.
  • Давайте ему сначала основные блюда и только потом сладкое.
  • Убедитесь, что он действителъно проголодался, если при кормлении малыш ведет себя беспокойно.
  • Уберите все, что он не съел, через тридцать минут.

Советы по уходу

  • Регулярно высаживайте ребенка на горшок или водите его в туалет.
  • Сразу меняйте его мокрую или запачканную одежду.
  • Одевайте его в такую одежду, с которой он может справиться самостоятельно.
  • Хвалите его, когда он сам просится в туалет.

Советы, касающиеся сна

  • Соблюдайте постоянный режим и помогайте ему закончить день спокойной деятельностью.
  • Используйте время перед сном для общения, молитвы, рассказа и т.п. ...
  • Сделайте это время счастливым для него.

Вспышки раздражения

Вспышки раздражения могут стать особой проблемой. Следующие советы будут вам полезны: «Неразумно сражаться с ребенком, когда у него «боевое настроение». Позвольте ему пережить вспышку раздражения в одиночестве. Ее причина должна самоустраниться, так как существуют внутренние физические реакции, которым нужно дать «утихнуть», если ребонок не может их контролировать.

Всегда будьте рядом с ребенком во время вспышки раздражения, и если это не превращается у него в привычку, задайте себе следующие вопросы:

  • Он себя хорошо чувствуот?
  • Он достаточно спал?
  • У него было достаточно физической нагрузки и свежего воздуха?
  • У него регулярный режим?
  • Не возбуждает ли его окружающая обстановка?
  • Не слишком ли много вокруг взрослых, которые говорят ему, что делать?
  • Есть ли у него другие средства для удовлетворения необходимых нужд?
  • Не начинает ли он раздражаться просто ради развлечения?

Если проблемы, присущие этому возрасту, решаются сразу же, то детство и вся последующая жизнь ребенка будут гораздо проще и принесут больше удовлетворения.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»