Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Православные лагеря / Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей. / Дополнения /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Смысл и значение лагерей
• Примеры организации христианских лагерей
• Организация палаточного лагеря
• Подготовка и организация походов
• Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей.
• Глава 1 До молодежного лагеря
• Глава 2 Программа лагеря
• Глава 3 Участники лагеря
• Глава 4 Реклама лагеря
• Глава 5 Сотрудники лагеря
• Глава 6 Участок для лагеря
• Глава 7 Первый день в лагере
• Глава 8 Образование в лагере
• Глава 9 Молитвенная жизнь в лагере
• Глава 10 Дисциплина в лагере
• Глава 11 Безопасность в лагере
• Глава 12 Основной бюджет лагеря
• Глава 13 После лагеря
• Контрольный лист планирования лагерей
• Дополнения
• Основные положения устройства лагерей РСХД
• Город полотняный
• Устав молодежных лагерей
• Православный лагерь “Знамение-Корчемная”
• Летние поселения в “Стране Детства”
• Как организовать православный детский лагерь
• Руководство для православных молодежных лагерей
• Лидер группы в лагере в качестве сопереживающего слушателя
• Дальновидность духовного воспитания молодежи
• Учебник для программ православных лагерей
• Христианское руководство
• Приложение к руководству православными юношескими лагерями
• Правила для участников лагеря
• Сексуальность, неправильное обращение, пренебрежение
• Оскорбление и пренебрежение
• Безопасность – первый приоритет для молодых
• Безопасность ребенка
• Предвосхищая тоску по дому
• Давайте поговорим о вопросах пола
• Руководство программами православных лагерей
• Основные цели (касающиеся религиозной жизни) в организации лагерей ACER
• Лагерь ACER-MJO сегодня - описание
• Режимные программы дня различных лагерей
• Элементы программы
• Детские лагеря
• Православный детский летний лагерь
• Прочее
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Дальновидность духовного воспитания молодежи

Сообщение на северо-западном семинаре по обучению молодежи г. Москва, Россия, ноябрь 7-16, 1992 г.
Фрю Джон Матусиак

В апреле 1990 года возрождение работы в области благотворительности, религиозному духовному воспитанию молодежи стало возможным для православной церкви в России. Благодаря перестройке и гласности церковь вступила в новую эру.

Духовное воспитание не было сильно развито со времен революции 1917 года. Фактически, кроме теологических духовных семинарий и академий, духовное воспитание молодежи отсутствовало. Следовательно, ссылаясь на духовное воспитание молодежи, мы не можем должным образом говорить о «возрождении веры». Духовное воспитание молодежи должно быть «создано», а не возрождено. Некоторые епархии спрашивают о необходимости и цели духовного воспитания молодежи. «Почему молодежи», - спрашивают они, - «когда паства в основном состоит из «бабушек?».

На бабушках держалась церковь до конца 20-х годов, - но будущее принадлежит молодежи. Наступило время бабушкам, сопровождаемым глубокой признательностью и благодарностью, отойти в сторону. Вызов состоит в том: как наша молодежь может думать о будущем, имея такое прошлое?

Молодость не зависит от возраста. У некоторых физически юных людей отсутствует энтузиазм. Отношение, свойственное молодости, должно сохраниться. Молодых надо поощрять, чтобы они не состарились до срока. Молодых надо поощрять работать независимо от других, для того, чтобы решать свои собственные проблемы. Духовное воспитание достигнет своих целей, если оно реально, а не создано искусственно. Формирование молодежного движения должно быть подлинным, имеющим основу, а не навязанным извне.

Несколько лет назад доктор сказал моей жене, что он принял за кисту у нее на щитовидной железе злокачественную опухоль. В уме доктор не задал себе вопроса о том, что опухоль должна быть удалена. Как священник, я знаю очень мало о щитовидной железе. Я слышал и о гиперактивной щитовидной железе, и о недостаточно активной щитовидной железе, и я точно не знаю ее функции в организме. Мои знания сводятся к тому, что щитовидная железа влияет на многие другие органы, и по этой причине необходимо, чтобы она функционировала соответствующим образом.

Святой Павел сравнивает церковь с телом человека. Так же как и человеческое тело, церковь состоит из многих «частей» или «членов» - людей Господа. Каждый член имеет специальную и важную функцию, как и любая часть нашего тела. Щитовидная железа, сердце, мозг имеют различные функции, но каждая работает на одну общую цель – быть в гармонии с другими частями тела для обеспечения физического роста и здоровья. Таким же образом, священники и миряне, молодые и старые, активные и наблюдатели имеют различные функции в теле Христа, и они также имеют общую цель – работать вместе для обеспечения духовного роста и здоровья людей Бога, церкви. Согласно словам Св. Павла в тот момент, когда член церкви выполняет свою функцию, церковь «увеличивает свою любовь» и растет на примере Христа.

Люди Бога получили благословение в виде уникальных талантов и даров, с помощью которых они могут выполнить свои специальные функции в церкви. Святой Петр напоминает нам, что существует много талантов, но есть только одна общая цель для применения этого дара: построить тело Христа, провозгласив Благую Весть о спасении Иисуса для всех, кто примет ее. Это и есть самое главное в духовном учении Христа. Оно сохраняется в самом сердце нашего учения о духовности, независимо от особых талантов и функций людей Бога. Каждый – от Патриарха до самого молодого верующего в самой отдаленном уголке Сибири - имеет отношение к этому духовному учению различным, хотя и одинаково важным, образом.

Особое место в теле Христа занимают дети и молодежь. С одной стороны, они являются будущим нашей церкви. Им предназначено нести учение Иисуса Христа в 21 век, через многие годы, когда многие из нас уже покинут этот мир. Дети, которых мы крестим сегодня – это завтрашние священники, епископы, учителя воскресных школ, монахи, члены совета приходов и верующие родители-христиане.

Но мы не должны довольствоваться тем, что мы оставляем место для нашей молодежи в «будущем». Наша молодежь, особенно наши подростки и учащиеся в колледже молодые люди, играют особую решающую роль и выполняют функцию в современной жизни церкви. Это тот факт, который мы должны осознавать и принимать, если мы собираемся поставить задачу духовного воспитания молодежи серьезно.

Перед тем, как рассмотреть этот вопрос глубже, важно отобразить нужды и чаяния подростков и молодых людей.

Все мы были в 15-летнем возрасте. Хотел бы я, чтобы вы думали сейчас как 15-летние. На кого вы были похожи? Чем бы вы были озабочены? Каковы были ваши стремления и мечты, страхи и нужды?

В 15-летнем возрасте многие из нас, если не все, сталкивались с массой сбивающих с толку проблем и решений. Наши тела менялись, росли, становились зрелыми. Мы были обеспокоены тем, как мы выглядим. Мы хотели знать больше о любви, дружбе, какими мы будем, когда станем взрослым. Мы были полны опасностей, вопросов, надежд, мечтаний и идеалов. Некоторые из нас восставали против своих родителей, учителей, и других «авторитетных фигур», с которыми мы встречались. Мы часто оставались одни, брошенные, мы были убеждены, что никто о нас не заботится, и никто нас не любит. И все-таки в другое время мы чувствовали себя центром вселенной: мы были непобедимы, всесильны и самодостаточны.

Когда мне было 13 лет, я решил убежать из дома. Я собрал чемодан, оставил записку для своих родителей, пошел на вокзал, где я сел. И хорошо сел. У меня не было денег, не было планов, не было идей, что делать? Чем дольше я здесь сидел, тем больше осознавал, как сильно я завишу от моих родителей, как отчаянно сильно я хотел, чтобы они выслушали меня и поняли. Проходили часы, я проголодался. Я почувствовал себя одиноким. И я был счастливейшим мальчиком в мире, когда я увидел, как отец зашел в здание вокзала. Я почувствовал, что меня ищут и любят, потому что отец потратил время на мои поиски. Не говоря ни слова, он обнял меня, взял мои сумку и повел домой. Я больше никогда не убегал. Я никогда в действительности не хотел убегать, даже и в первый раз. В чем я действительно нуждался – это в выражении любви, в этом я хотел быть уверен, и в сочувственном слушателе, чтобы внимать моим страхам, и убеждать меня, что все будет хорошо.

И первое, что мы должны делать как священники – это быть хорошими слушателями. В церкви мы часто слишком много говорим. Нам нужен кто-то, кто бы нас слушал, но иногда мы сами не слушаем других. Мы напоминаем другим, что у церкви есть ответы на вопросы, но нам нужно напоминать, что мы не всегда отвечаем на вопросы, которые задает нам молодежь.

Мир, в котором мы живем, становится все более и более сложным. Мы видим войну на Ближнем Востоке, беспорядки дома, политические и этнические конфликты, и бесчисленные неясности. Многие взрослые спрашивают: «Что происходит? Куда мы идем? Что с нами будет?» Вообразите, как на это реагируют подростки. Они сталкиваются с теми же самыми глобальными проблемами, и в дополнении к бесчисленным опасностям, - жажда признания, ясности, необходимость подтверждений, утверждений, выбора направления и наставника. Добавьте к этому могучую тягу к рок - музыке, наркотикам, алкоголю, сексуальным отношениям, давление со стороны сверстников и моды; теперь причина, почему наша молодежь плывет по морю беспорядков, в отчаянных поисках ответа на вопрос о «смысле жизни» станет очевидной. Да, у церкви есть ответы на вопросы, но возможность выслушать вопросы слишком часто отсутствует. Если мы собираемся иметь дело со страхами молодежи, их нуждами и надеждами, мы должны принимать нашу молодежь такой, какова она есть, «к чему она пришла», а не «к чему мы пришли» или «такими, какими мы хотим их видеть».

Иисус слушал. Он принимал людей такими, какими они были. Когда Иисус разговаривал с фермерами, Он разговаривал на языке, который был понятен им. Он говорил о Царствии Божьем, пользуясь терминами о посеве и уборке урожая. С простыми людьми Он говорил на простом языке, хотя с хорошо образованными людьми Он говорил на языке утонченном. Он знал, на каком языке говорить, потому что сначала Он слушал тех, с кем говорил. Он был совершенным примером тех, кто стал «Всем для всех людей».

Слушайте нашу молодежь – и слушайте без предрассудков и высокомерия. Сможете ли вы слушать об их настоятельной необходимости к самоутверждению? Молодежь сверх всего нуждается в любви к самим себе, они должны открыть свои силы, разгадать свои дары, таланты, и способности, чувствовать себя любимыми, нужными и принятыми. Если эти составляющие дети не смогли прочувствовать дома и в церкви, они прочувствуют их где угодно. Там, где семья и церковь не смогли предоставить молодым возможность самовоплощения, ощутить чувство сообщества, любящее окружение, то вакуум заполняется бандами, наркотиками, рок идолами и другими элементами, которые обещают определенную, хотя и опасную, и иногда фатальную индивидуальность и чувство сообщества.

Иисус учит нас, что все основано на единственной заповеди: на Любви к Богу, на любви к ближнему как к самому себе. Но до того как мы сможем возлюбить Бога и ближних, Он говорит, что мы должны возлюбить себя. Я не могу уважать тебя, если я не способен уважать себя; я не могу доверять Богу, которого я не могу увидеть, если я отказываюсь доверять тем, кого я могу видеть.

Любовь исцеляет. Существует очень много людей, которым нужно, и которые хотят исцелиться. Иисус встречал многих, которые нуждались в исцелении – духовном, равно как и физическом. Как-то раз он встретил женщину, уличенную в прелюбодеянии, которую собиралась закидать камнями разгневанная толпа людей. По закону она должна была умереть: любовь, однако, диктовала ее преображение. После того, как толпа разошлась («Кто из вас без греха, первый брось в нее камень»), Иисус приблизился к женщине. Он прислушался к ее сердцу. Но Он не повел беседу с ней о зле прелюбодеяния, не осудил Он ее за бесчестное поведение. Наоборот, Он сказал ей, просто и с любовью: «Иди с миром. И впредь не греши». Желание Иисуса принять женщину такой, какая она есть, изменило ее. Он показал ей, что хотя то, что она сделала, – плохо, она, в сущности, была хорошей. Он дал ей возможность открыть в себе эту хорошую сущность, при этом она изменилась, раскаялась и приняла Бога.

Мы, как люди Господа, во-первых, и в главных, являемся верующими людьми, которые воспитаны на Литургии, на общей вере; но недостаточно сказать, что единственное, что нам нужно, это Литургия. Божественная Литургия исторически и по своей сути – это общественное выражение веры теми, кто уже увидел «Настоящий свет, стяжали Дух небес, и открыли для себя истинную веру в Троицу нераздельную, спасающую нас». В старые времена только те, кто уже принял Иисуса Христа в свою жизнь, через Крещение допускались до участия в церкви. Есть те, кто бы сказал: «Все, что нам нужно – это Литургия», как будто общей веры достаточно, чтобы удовлетворить все нужды нашей молодежи. Я слышал и тех, которые говорили: «Если у подростков проблемы, им следует посещать Всенощные бдения».

До того, как Литургия стала истинным выражением веры молодых людей, он или она должны поверить. А это становится особенно трудным, когда мы имеем дело с молодежью, воспитанной в нерелигиозном атеистическом духе. Во многих случаях церковь становится единственным средством, с помощью которого семена веры могут быть посеяны и взращены; а предложение жить в любящем сообществе с Богом и другими может быть оглашено.

Как все это можно завершить? Основываясь на своем опыте духовного воспитания молодежи в течение 20 лет, я хотел бы внести следующие предложения:

Церковь должна создать такие условия, с помощью которых молодежь будет делиться, и обсуждать свои нужды и страхи, или, как мы говорим в Америке «открыться». Это могут быть конференции или беседы – собрание 1-3-х дневное, на котором молодежь может обсудить и поделиться своими проблемами, надеждами, страхами и радостями, слушать беседы духовенства, священников, сверстников и высказать без страха то, что они по этому поводу думают и чувствуют. Такие собрания порождают чувство сообщества и становятся моделью микрокосма церкви как тела Христа. Атмосфера должна быть полна доверия, взаимной приемлемости, и любви, сфокусированной на духовности больше, чем на активности, т.к. время, проведенное вместе, будет, безусловно, временем, проведенным с осознанием того, что Господь присутствует при всем, что здесь происходит. В таком случае молодежи дается возможность слушать и быть услышанными, поделиться своими чувствами, и сопоставить их с чувствами других. Когда молодые люди увидят, что и другие чувствуют то же самое; проблемы и страхи, с которыми они сталкиваются, не являются только их собственными, они начинают открываться. Растет доверие. Устанавливается связь. Все, что объединяет, а не разделяет, открыто, так же как и Пути, которые Бог открывает сам через других. Когда я убежал из дома, мой отец пришел и спас меня. Его действия также напоминают мне, как Бог ищет нас, когда мы потерялись, и делится радостью, когда мы нашлись.

Программа в молодежном лагере должна базироваться на этом видении и должна включать беседы, обсуждения, высказывание мнений, реакций, чувство дружбы, веры. Даже физические упражнения дадут возможность открыть свою уникальную роль в команде сообщества. Энергичная футбольная команда изучает принцип, на котором строится церковь, - много отдельных личностей трудятся вместе над общими целями и задачами, - и это доставляет им радость.

Для того, чтобы довести до конца все это, должен быть костяк, состоящий из хорошо обученных молодых представителей духовенства, взрослых светских людей, и молодых людей, которые имели собственный опыт присутствия Бога в их собственной жизни и в жизни других. Независимо от того, нравится нам это или нет, мы должны принять, что не каждый благословлен даром работать с молодежью, и мы должны искать и выделять тех, кто в состоянии:

  • принимать молодых людей такими, какие они есть;
  • быть хорошими слушателями;
  • знают, когда говорить, а когда молчать;
  • в чьем присутствии молодежь чувствует себя комфортно, не пугается;
  • сопереживать страхам, проблемам, давлению и неопределенностям, с которыми сталкивается молодежь, равно как и радостям, надеждам и успехам;
  • быть искренним в своей вере и опыте церкви;
  • быть честным и достойным доверия;
  • быть отзывчивым, открытым, всегда с желанием длиться личным опытом;
  • служить примером для подражания;
  • принимать собственную вину, или факт, что мы не знаем всего, без угроз;
  • осознавать давление, с которым сталкивается молодежь в повседневной жизни;
  • открывать и развивать таланты и склонности молодых;
  • принять, что каждый молодой человек уникален и специфичен, и является истинным даром Бога;
  • видеть присутствие Бога в молодежи, с которой работаем;
  • видеть, что их духовность – это расширяющаяся Христианская духовность, предназначенная привести молодежь к спасению;
  • отложить в сторону свои интересы, эгоизм, гордость и высокомерие;
  • обладать чувством юмора и игривостью;
  • принимать определенную свободу церкви в качестве эксперимента и введения новых методов развития духовности;
  • выказывать доверие, но не хвастовство;
  • выказывать истинное согласие с молодежью и понимание современных интересов и культуры молодежи.

Самое важное - духовные наставники должны любить молодежь и принимать их как равных. Нет ничего ужаснее, чем духовный наставник, который чувствует себя выше молодых. Иисус наставлял развращенных, сборщиков налогов, прокаженных, и многих, кого другие отвергали. Он принимал их теми и такими, какими они были. Никогда Он не отвергал их как стоящих ниже.

В конечном итоге, духовные наставники молодежи до определенной степени сами должны быть молодыми, хотя бы по духу. Были и такие, кто говорил мне, что я успешно общаюсь с подростками потому, что, не смотря на свои годы, мне 41, я частично все еще остаюсь подростком в глубине души.

Мы не сможем научить этому тех, кто не одарен этим от рождения. Мы можем, однако, развивать данные Богом способности в тех, кто обладает навыками духовного наставничества молодежи. Мы в Америке говорим «либо это у вас есть, либо этого у вас нет». Человека, который не обладает природной любовью к молодежи, невозможно научить такой любви.

Молодежь нужно не только наставлять, но также поощрять и позволять наставлять других на живом примере доверия и веры в Бога. Отслужив службу Господу в Литургии, необходимо служить и друг другу, после того, как Литургия закончилась, применяя к сегодняшним людям и их взаимоотношениям присутствие Бога и его любви. Это особенно важно в то время, когда церковь в России заимела новые и волнующие возможности по вовлечению и влиянию на жизнь общества в целом. Неверующим нужно увидеть, как наша молодежь служит другим, ради одной только причины, чтобы изменить впечатление, что церковь является существенной не только для бабушек. Нашей молодежи нужно оказать поддержку, необходимую для того, чтобы:

    а) добровольцы могли заново построить и отреставрировать священные церкви и монастыри, которые находятся как внутри, так и вне их, напоминая о присутствии Бога в нас. Как пишет Александр Солженицын, бесчисленные купола, колокольни и церкви, испещряющие русский ландшафт, стоящие и молчаливо свидетельствующие о царствии Божием.

    б) предлагать помощь в больницах, домах для престарелых, и других местах, где необходима благотворительная помощь.

    в) учить и помогать в Воскресных школах.
    г) предлагать помощь по уходу за детьми в детских садах и школах.

    д) организовывать деятельность младших детей и их сверстников в церкви, и в других общественных местах.

    е) участвовать в Литургиях в качестве чтецов, певцов, служителей алтаря и пр.

    ж) говорить о своей вере открыто, без страха, с неподдельной искренностью и теплотой.

    з) признавать присутствие Господа в других и обращаться с ними так, как они бы обращались и Христом.

    и) жить и делиться своей верой в школе, на работе, со своими соседями, и таким образом, делиться своим опытом о присутствии Бога с неверующими и другими, которые, возможно, никогда не вступали в контакт с христианским сообществом.

    к) развивать свои таланты в области написания, проведения бесед, пения, и т.п. во славу Бога и на благо строительства и роста церкви.

    л) используйте их опыт в наставлении других молодых людей, которые находятся в потерянном состоянии, в поисках или беспокойстве.

    м) приглашайте других, особенно неверующих, в лагеря, в уединенные места, и на групповые встречи молодежи.

Имеются и другие многочисленные области, в которые молодежь может внести живую струю в эти молчаливые купола и колокольни, о которых пишет Солженицын. Со своей стороны, мы должны поощрять и укреплять их во всех их попытках, благодарить их за все, что они делают, и уверять их в своей поддержке.

И, наконец, мы должны формировать местные молодежные группы и клубы при приходе, которые встречаются еженедельно или ежемесячно, чтобы планировать и делать то, о чем мы говорили. Нам нужны целеустремленные лидеры, чтобы руководить этими группами, и быть уверенными. Что эти группы не становятся группами для избранных, кликами или пекущимися только о своих интересах.

Я хотел бы закончить словами, то, что было невозможно так много лет, стало возможно, и мы должны приложить большие усилия, чтобы иметь ясное представление о намеченных целях в области духовного воспитания молодежи и с их помощью, а не развитием бюрократии. Наш взгляд должен быть направлен на нужды молодежи, а не на нужды организационной структуры, которую важно создать. Я стал свидетелем гибели очень многих американских христианских молодежных групп, которые потеряли свое видение, направив усилия на организационные, а не на человеческие нужды. В этом процессе были потеряны многие молодые люди.

Давайте начнем свою работу, сознавая, что наша молодежь – это настоящее и будущее церкви, и ее функционирование в теле Христа не менее важно, не смотря на возраст и отсутствие опыта. А перст - это не щитовидная железа, как мы уже заявляли; оба эти органа важны для построения цельного и завершенного тела Христа. Наша молодежь не единственная, кто нуждается в духовном развитии, но без нее очень значимое, а именно будущее, будет потеряно.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»