Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Православные лагеря / Примеры организации христианских лагерей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Смысл и значение лагерей
• Примеры организации христианских лагерей
• Летний лагерь “Макарьевские встречи”
• Летний лагерь “Тихий плес”
• Зимний лагерь “КОРАБЛИК”
• Фотогалерея
• Организация палаточного лагеря
• Подготовка и организация походов
• Syndesmos. Практическое руководство по организации православных лагерей.
• Детские лагеря
• Православный детский летний лагерь
• Прочее
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Детский христианский тематический лагерь «КОРАБЛИК»

миссия "Общество Евангелизации Детей" (евангельские христиане баптисты)

Зимняя смена – 2003г.

Продолжительность данной смены – 28.12.2002 – 2.01.2003.

Место организации: одна из подмосковных баз отдыха 

Планирование программы лагеря:


    1. Программа преподавания Библии.
    2. Программы активного отдыха (игры)
    3. Программа ручного труда (рукоделия)
    4. Программа музыкальной деятельности
    5. Программа особых событий (Открытие – закрытие лагеря, организация праздников)

Возраст детей: 7 – 12 лет.

Состав воспитанников был разнообразным: часть детей из верующих семей, часть детей «новообращенных» (протестантское выражение - обозначающее только что уверовавшего) и неверующие воспитанники детских домов.

Дети из верующих семей, пребывая в подобных лагерях уже не впервые, имеют возможность привести с собою в последующую смену хотя бы одного воспитанника из неверующей семьи, незнакомого с христианскими истинами.

Каждая смена лагеря имеет свою тематику. Тема данной зимней смены была: «Ожидание Единственного Спасителя, который дарует тебе новую жизнь».

Тема открывалась детям постепенно, частями в определенной последовательности, что помогало детям лучше познать предлагаемое. Заранее (в начале смены) название общей темы не было представлено детям. Это стало обобщением всех пройденных тем (в конце лагеря) и темой дальнейших обсуждений и впечатлений.

Так тема лагеря была разбита на подтемы:

День приезда
1 день: «Ожидание»
2 день: «Единственный»
3 день: «Подарок»
4 день: «Новое для тебя»
День отъезда

Каждая «подтема» была не только представлена на занятиях, но проходила красной нитью в течение дня, т.е. все игры, поделки, организационные события и мероприятия были посвящены данной теме. Это помогало детям лучше усвоить тематический материал, самим над чем-то задумываться, размышлять и закрепить его на практике. Также эти темы совпадают и с особыми событиями, и календарными праздниками, попадающие на время пребывания в лагере.

Немаловажным являлся и подбор библейских стихов на конкретную тему дня. Стихи были представлены с яркой наглядностью и разучивались ступенчато, что вызывало интерес у детей к заучиванию. В конце каждого занятия педагог раздавал карточки с печатным текстом пройденного библейского стиха, которые дети затем приклеивали в свои дневники. Таким образом, при постоянной его наглядности, дети имели возможность прочитывать стих в любое, удобное для них время, что также помогало им в дальнейшем сохранить его в памяти.

1. Программа преподавания Библии включала в себя следующие задачи:

  • понимание ребенком обращенной к нему речи
  • формирование представлений о том, что Господь – Единственный Спаситель
  • представление (углубление представлений) о способах поддержания «связи» с Богом, проявлений заботы, любви
  • формирование у детей осознанного отношения к прочитанному, интереса к внутреннему миру людей
  • представление детей о жизни новозаветного народа (природа, труд, одежда, обычаи)

Средства реализации программы:

Наглядный метод:
- Рассматривание картин (и других наглядных пособий)

Словесный метод:
- Рассказы по теме

Игровой метод:
- Тематические игры

Практический метод:
- Ручной труд (на уроках библейского мастерства)

2. Программа активного отдыха включала следующее:

  • обучение детей правильно излагать свои мысли, используя объяснительную форму речи и речь-доказательство;
  • научение правильно находить выход из возникающих ситуаций через обсуждение детьми некоторых ситуаций, предложенных  в различных формах организаторами (директором, педагогом, вожатым);
  • разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх библейские сюжеты
  • развитие умения действовать строго по правилам представленных игр, и манипулировать своими действиями.

3. Программа ручного труда включала в себя следующее:

  • понимание детьми того, что ручной труд (искусство) также отражает и внутренний мир людей;
  • совершенствование технических навыков и умений;
  • умение применить полученные знания на библейских уроках;
  • использование разнообразных материалов: картон, цветная бумага, ткани, нитки, скотч, природные материалы и т.д.;
  • развития у детей воображения.

4. Программа музыкальной деятельности включала в себя:

  • знакомство с христианскими песнями различных жанров и стилей; 
  • понимание детьми того, что в песнях также могут выражаться библейские истины;
  • умение размышлять, задумываться над смыслом песни;
  • умение объяснить содержание, а также исполнять ее в соответствующем состоянии духа и настроении.

5. Программа особых событий лагеря преследовала следующие задачи:

  • сплочение детского коллектива;
  • умение без стеснения выражать свои эмоции;
  • умение общаться в коллективе, правильно выражать свои мысли и идеи;
  • практическое использование полученных знаний;
  • развитие воображения, фантазии;
  • чувствовать различия в драматизации библейских сюжетов и сюжетов «из жизни», умение правильно преподнести представленное;
  • умение с юмором относиться к некоторым житейским событиям

Распорядок дня

08.15 – подъем вожатых
08.45 –планерка вожатых
09.15 – подъем детей
09.30 – молитва в отряде
09.40 – утренняя линейка
10.00 – завтрак
11.00 – библейский урок / рукоделие
12.00 – рукоделие / библейский урок
13.00 – прогулка
14.00 – обед
15.00 – 17.00 – тихий час
17.10 – полдник
17.30 – личное время отряда (подготовка к собранию, лагерному событию, проведение игр, чтение книг)
19.30 – ужин
20.30 – вечерняя линейка
21.30 – вечернее общение и молитва в отрядах
22.00 – отбой для детей

После того, как дети заснут, вожатые собирались на вечернюю планерку для подведения итогов дня (время не установлено)

31 декабря в связи со встречей Нового года, были внесены следующие поправки в изменении режима дня:

16.00 – 18.00 – тихий час
18.40 – полдник
19.00 – личное время отряда
21.00 – ужин
22.30 – новогодние представления, представленные отрядами и вожатыми
23.50 – молитва на грядущий год
00.30 – прогулка с запуском фейерверка
01.30 – отбой детей
02.00 – встреча Нового года вожатых с администрацией лагеря

Проведенные мероприятия лагеря:

1. Сюрприз!

Расселившись по комнатам, дети обнаружили каждый на своей кровати открытку: "Мы рады, что ты здесь!" и конфеты, что помогло детям легче освоиться и порадовало их.

2. "Открытие лагеря"

Каждому отряду нужно было представить:

3. Конкурс на лучшеукрашенную комнату

Представив театрально свои отряды, также была поставлена задача представить комнату своего отряда, обставить ее и украсить соответствующе своему названию с сочетанием новогодних украшений. 

4. Конкурс на лучший почтовый ящик

Объявленный конкурс был побуждением для детей писать письма друг к другу. Задача вожатого - раздать каждому ребенку заготовку ящика, объяснить схему выполнения и направить деятельность. Задача воспитанника – правильно, аккуратно склеить и украсить свой ящик, используя всю свою фантазию. 

5. Письма друг к другу

Цель: учить детей любить, сопереживать, проявлять внимание; развивать чувство ответственности.

Задача детей состояла еще и в том, чтобы написать письма как можно в необычной форме.

6. Вопросы к Богу

Цель: Научить детей размышлять, задумываться о Боге; приучать к общению с Ним.

Дети в течение всей смены писали письма Богу, в которых интересовались о волнующих их проблемах, задавали Ему трепещущие вопросы. Эти своеобразные, но дорогие детям письма, опускались в специально подготовленный, радующий глаз, почтовый ящик под названием «вопросы к Богу». Ящик был вскрыт, тайно от детей, администрацией и вожатыми на последней планерке. Здесь произошло обсуждение содрежания этих писем. Письма позволяли лучше понять внутренний мир ребенка, увидеть для себя допущенные ошибки, недостатки в организации лагеря и помогали в определении целей дальнейшей помощи этим детям (например, социальные запросы). Обобщая письма, вернулись к тому, что дети ищут любви и внимания. «Если ребенка не любят, он учиться ненавидеть» и «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не умеют любить». Важно не упустить этот момент, быть поддержкой, любить их даже тогда, когда они больше всего этого не заслуживают, и помогать чувствовать Божью любовь.

7. Игра «Собиралочка»

Цель: развитие творческой сообразительности, организованности, быстроты действий; знакомство и сплачивание отрядов.

Методика проведения: Организатор игры раздает вожатым листы с заданиями. Задача отряда как можно быстрее ответить на вопросы.

Примерный комплекс вопросов:

    - Найти, прочитать, выучить, рассказать и показать Пс. 78:13
    - Всем отрядом изобразить слона
    - Собрать из подручных материалов слово «Библия»
    - Пройтись всем отрядом «гуськом» по коридору
    - Узнать когда день рождения у повара
    - Сосчитайте сколько мальчиков в лагере
    - Составьте список отряда «Дельфины»
    - Придумайте стихотворение, посвященное вашему вожатому
    - Узнайте у кого день рождения в дни вашего пребывания в лагере
    - Скажите 10 добрых слов поварам
    - Сосчитайте дверные ручки на этаже
    - Узнайте, какую последнюю книгу читала вожатая Катя
    - Кто из вожатых служил в армии и где
    - Нарисуйте портрет вашего отряда
    - Какого цвета глаза у директора лагеря
    - Кто самого маленького роста в вашем отряде. Сделайте ему подарок
    - Составьте список имен отряда «Звездочки»
    - и т.д.

После того как все отряды сдадут свои ответы («в действии», письменные и творческие) организатору игры, всем лагерем подводятся итоги и присуждаются номинации каждому отряду, никого не обидев. К примеру: «Самая быстрая команда», «Самая творческая», «Выдумщики-фантазеры» и т.д. В конце - награждение.

8. Спортивные игры на улице

9.Занятия в тренажерном зале

В личное время отряда, когда не позволяет погода выхода с детьми на улицу, организуются занятия в тренажерном зале, чтобы дети могли «выбросить» свою энергию и поддержать свою форму. 

10. Конкурс на лучшее елочное украшение

Цель: учить детей фантазировать, собирать из различных материалов одно целое, развивать технику и быстроту действий.

11. Поздравления именинников

Цель: учить детей любить, уделять внимание друг к другу.

Задачи: каждый отряд должен подготовить подарок имениннику, благодаря своей фантазии и воображению. По желанию подарок может быть и индивидуальным.

12. Встреча Нового года - праздничные выступления отрядов
- музыкальная игра «Лавада»  

Дети встают вокруг елки (можно без нее, игра предназначена не только для празднования Нового года) и имитируют слова песни:

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Держась за руки, идут по кругу)

    1. Моя головка хороша, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на головы своих соседей, идут по кругу)

    2. Мои плечи хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на плечи своих соседей, идут по кругу)

    3. Мой животик так хорош, а у соседа лучше - 2 раза  (имитируют соответствующие слова движениями)

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на живот своих соседей, идут по кругу)

    4. Моя спинка хороша, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки за спины своих соседей, идут по кругу)

    5. Мои коленки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)

  •  Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Положив руки на коленки своих соседей, идут по кругу)

    6. Мои пятки хороши, а у соседа лучше - 2 раза (имитируют соответствующие слова движениями)

  • Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та. Танец веселый наш это Лавада. (Держась за пятки своих соседей, идут по кругу)

    Таким же образом можно добавить и другие части тела...

    - инсценирование  вожатыми сценки «Рождество Христово»

    - молитва своими словами о грядущем годе
    - исполнение песен
    - ночная прогулка с праздничным салютом и фейерверком
    - подарки

    13. Развлекательные игры по случаю праздника Нового года

    14. Закрытие лагеря - выступления отрядов
    - официальная часть и подарки
    - игры «Угадай что», «Веревочка с подарками»

      Игра «Угадай что»

      В руках у организатора игры мешочек среднего размера, в котором находятся призы.

      Задача детей на ощупь определить один из предметов. Если ответ совпадает с нащупанным, то ребенок получает данный приз.

      Игра «Веревочка с подарками»

      Во всю ширину зала протянута веревка с подвешенными подарками-сувенирами. Ребенку завязывают глаза, раскручивают, вручают ножницы и дают возможность срезать что-либо с веревки за определенное время.

      Особенностью в организации лагеря являлось еще и необычное приучение детей к порядку в комнате. Своеобразный «обряд» проходил под названием «Потапыч». Почему? Да потому что ежедневный обход по комнатам отрядов, во время которого определялась степень чистоты, проводил сам Михаил Потапыч (обычная мягкая игрушка – медведь под руководством директора лагеря). По итогам проведенного обхода, в самой чистой комнате оставался ночевать Потапыч.

      Все действия производились от лица медведя Потапыча.

      Посмотреть фотогалерею



        • Смежные разделы
           
          © 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
          Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
          Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
          Система управления сайтом «Экспресс-Веб»