Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Религиозно-нравственное воспитание детей в школе /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Религия в школе и в жизни
• Воспитательная сторона преподавания Закона Божия
• Жизненность уроков Закона Божия
• Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия (часть 1)
• Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия (часть 2)
• 0 методах преподавания Закона Божия
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия.

1. Картины, знакомство с библейской географией, рисование.

Одним из основных требований преподавания всех предметов курса начальной школы служит наглядность, понимаемая или в смысле наглядности предметной, или же словесной. Преимущественно значение имеет первая, и только при невозможности применения к делу ее допускается низший вид наглядности - картинное изображение предмета словами. Некоторые предметы преподавания по самому своему существу дают богатый материал для ознакомления воспитанников с теми произведениями природы или человеческого ума, о которых они слышат речь учителя и читают в книге. Таково прохождение естествознания, начального счисления, особенно на первой ступени изучения действий над числами первого десятка, таково же во многих случаях объяснительное чтение. Во время занятий, в лучшем случае, предъявляется ученикам самый предмет, а ученики сами воспроизводят его посредством ручного труда. За отсутствием предмета дается его картина, план, схема. Многие содержатели начальных школ озаботились снабжением их т. н. музеями, в которых собраны те предметы, с которыми дети знакомятся в школе. По наблюдениям педагогов обучение посредством ознакомления с самыми предметами и особенно посредством самостоятельного воспроизведения их учащимися в весьма значительной степени облегчает труд учащихся и дает ясные и твердые сведения им.

Однако нельзя не заметить, что предметный метод проведен до конца в школе быть не может и по отсутствию самых предметов в некоторых случаях, и по самому содержанию изучаемого материала. Так напр., нельзя вести преподавание арифметики на высших ступенях посредством предметного метода, да и цель преподавания ее в конечном результате не может ограничиться приучением детей к одному только инструментальному счету, так как сама жизнь во многих случаях требует применения воображения и логического мышления в решении той или другой практической задачи.

При господстве в школе предметного метода дети приучаются понимать и усваивать всякое знание через изучение предмета и плохо справляются со словесными объяснениями. Для них начинает существовать только видимое глазами и осязаемое руками, а воображение не видимого в данный момент не только расплывается, но совершенно не появляется пред их духовным взором. В таком положении трудно усвояемого предмета остается закон Божий. В преподавании его динамический метод совершенно не применим, а предметная система возможна лишь в прохождении практической части закона Божия - в прохождении курса богослужения. Только объяснение внешнего и внутреннего вида храма и его принадлежностей может быть сделано при демонстрации самых предметов объяснения. Прочие же отделы закона Божия должны довольствоваться словесным изложением. Почти единственным пособием на уроках этого предмета могут служить картины, и ими следует пользоваться в самой широкой степени, при всякой возможности, удовлетворяя тем, хотя несколько предметной наглядности. Способы ведения уроков по картинам составляют особый отдел в каждой удовлетворительной методике преподавания закона Божия в школе, но с особенной обстоятельностью они разработаны в книге прот. Пестова "Опыт методического руководства для народных бесед по картинам в священной истории". Картина на уроке может быть применяема двумя способами: или картина берется за исходный пункт урока, и от нее ведется объяснение, или же она служит лишь к повторению и закреплению проработанного материала.

Первый прием состоит в том, что ученики, под руководством и по указаниям наставника, рассматривают картину прежде выяснения урока, не как изображение священно-исторического события, а как простую видимую сцену из жизни древнего или нового времени. Разбор картины ведется, приблизительно, так. Преподаватель помещает картину на виду всего класса, прикрепляя ее к классной доске или делая ее видимой всем ученикам каким либо другим способом, сообразно местным условиям. Некоторые законоучители предлагают обходить с картиной класс и показывать ее каждой отдельной группе учащихся, но такой прием развлекает внимание детей и приводит к ведению занятий не со всеми одновременно, а лишь с отдельными учениками в разные моменты. Занятия же с одной группой и оставление на произвол других давно, по справедливости осуждены практикой учебного дела и повторяться теперь не должны. Видеть картину ученики должны все одновременно и только на ней в известный момент сосредоточить свое внимание, не отвлекаясь ничем посторонним для рассматривания картины.

Укрепив надлежащим образом картину, наставник, по заранее обдуманному плану, обращает внимание учеников на отдельные части картины, сообразно с ведением последующего библейского рассказа. Сами дети обычно рассматривают то, что им знакомо, что затрагивает их чувство, и потому нуждаются в бдительном руководстве при самом рассматривании картины. Так напр., при обозрении картины Сретения Господня мальчики обращают внимание не на главные фигуры картины, а на голубей, при чем городские дети, знакомые с голубиным спортом, стараются определить по виду, к какой разновидности принадлежат нарисованные птенцы голубиные. При показывании картины взятия Моисея из воды девочки внимательно рассматривают наряд и прическу фараоновой дочери. При разборе картины Жертвоприношение Исаака обращает на себя главное внимание барашек, запутавшийся в кустах. Вообще относительно рассматривания картин детьми можно заметить, что они обращают часто внимание на такие подробности, которые совершенно ускользают от взора взрослого человека. Поэтому картина, обозреваемая детьми без всякого руководства, не дает тех результатов, какие от нее ожидаются в качестве учебного пособия, а иногда, может отвлечь внимание детей в совершенно противоположную уроку сторону.

По указаниям и наводящим вопросам преподавателя ученики определяют по внешности действующих лиц и обстановку картины. Определения детей записываются наставником на классной доске и обращаются в связный рассказ без обозначения библейских имен и событий, а лишь сообразно с внешностью. Добытый таким образом посредством самостоятельной работы мысли и воображения детей рассказ твердо запоминается ими с одного раза и служит основанием для дальнейшего библейского повествования.

Закончив этот рассказ, наставник заменяет родовые и видовые названия личными. Напр., вместо названия "старец" говорит "праведный старец Симеон", вместо "старушка" - "праведная Анна пророчица", вместо "молодая мать с ребенком" - "Пресвятая Дева Мария" с младенцем Иисусом Христом и т. д. При такой разработке урока дети сами принимают участие в составлении рассказа чрез рассматривание картины и твердо запоминают повествование посредством различного рода впечатлений зрительных, слуховых и двигательных, или моторных. Наибольшее участие восприятий дает и наибольшее количество представлений, а потому в некотором отношении ведение урока посредством предварительного обозрения картины имеет бесспорные преимущества. Одни люди могут запомнить слово только написанным на доске, другие только произнесенным вслух, третьи - в наглядных образах. Большинство же владеет всеми тремя способами запоминания в известной мере. Потому разбор картины до рассказа дает возможность приспособления ко всем типам восприятия.

Второй способ ведения занятий заключается в том, что сначала ведется урок в виде последовательного рассказа и преподаватель или во время рассказа обращает внимание детей на те или иные подробности картины, или же указывает на картине по окончании рассказа на лиц и на обстановку. Для более ясного представления о ведении уроков по первому и второму способу мы приведем изложение притчи о Мытаре и Фарисее в обоих видах.

Законоучитель показывает картину и спрашивает учеников, отмечая стоящие фигуры Мытаря и Фарисея. Кого вы видите на картине?
Ученики: двоих людей.
Преп. Где эти люди стоят?
Учен: В церкви.
Преп. почему вы думаете, что два человека стоят в церкви?
Учен. Здесь нарисованы столбы (колонны), лампады, подсвечники.
Преп. Что делают эти два человека?
Учен. Молятся Богу.
Преп. Как держит голову и где стоит первый человек и как второй?
Учен. Один поднял голову и стоит впереди, а другой опустил
Преп. Какие люди высоко поднимают голову и какие опускают ее вниз?
Учен. Гордые поднимают голову, а смиренные опускают.
Преп. Мы видим на картине вот что: Два человека пришли в церковь молиться Богу. Один из этих людей был гордый, а другой смиренный. Гордый встал впереди и поднял голову вверх, а смиренный встал позади и опустил голову на грудь. Который из этих двоих людей молился Богу лучше? За этим разбором ведется рассказ притчи, как он изложен в Евангелии.

По второму способу законоучитель или сам говорит: это нарисован фарисей, это-мытарь. Фарисей, как вы видите поднял голову вверх, а мытарь со смирением ее опустил. Или же преподаватель предлагает детям: укажите, который человек фарисей и который мытарь? Посмотрите, как стоят они оба. Фарисей говорит: "Боже, благодарю Тебя".., а мытарь говорит: "Боже, милостив буди мне грешному".

Не трудно заметить, что первый способ ведения урока ставит рассказ преподавателя в зависимость от картины, а не от выражений Библии. В этом случае необходимо иметь картины, вполне совпадающие с духом и с буквой библейского повествования. Но таких картин нет и быть не может. Каждый художник непременно вкладывает свою душу, свое понимание и толкование в создаваемую им картину. Поэтому разнообразие в картинах неминуемо ведет в различии и в изложении рассказа: поэтому в одной школе может явиться одна священная история, а в другом совершенно иная. Да и необходимо заметить, что существующие картины для школьного употребления весьма несовершенны. Они рисуются в большинстве случаев не художниками, а живописцами, и потому страдают не малым количеством недостатков и в художественном отношении, и в техническом. А это несовершенство совпадает с несоответствием картины идейному содержанию изображаемого сюжета. Поэтому ведение уроков по первому способу может быть применяемо с большой осмотрительностью, как пригодное в учебном, но не вполне целесообразное в воспитательном отношении.

Ведение уроков при помощи картин наиболее желательно в младшем отделении, когда дети не могут сосредоточить своего внимания на предмете лишь воображаемом, а не находящемся пред их глазами, но показывание картин не исключается при прохождении и вообще всех отделов курса закона Божия, начиная заучиванием молитв. Так, при прохождении молитвы мытаря показывается картина, изображающая в лицах притчу О мытаре и Фарисее, при заучивании славословия Свят, свят... картина призвания Исаии к пророческому служению, при заучивании молитвы Иова - картина страданий этого праведника, при прохождении молитвы Св. Духу - картина Сошествия Св. Духа на апостолов, при изучении молитвы Богородице Дево - картина Благовещения и посещения Божией Матерью праведной Елизаветы, при прохождении молитвы Господней - картина Нагорной проповеди. Конечно, картины в прохождении молитв не могут иметь того же значения, какое достигается ими в предметных беседах, но они привлекают внимание детей к словесному изложению урока и тем содействуют развитию в детях интереса к предмету беседы преподающего.

После рассматривания и разбора картины может быть применено хоровое заучивание текста молитв и повторение его детьми по одиночке. Сам текст в этом случае входит в ассоциацию с представлением о показанной картине и усваивается с большим успехом, как в смысле запоминания, так и сохранения в памяти. В первом отделении начальной школы в течение всего первого полугодия нельзя давать уроков на дом, в виде заучивания текста молитв, так как дети еще не умеют в это время читать. Учащие средней школы позволяют надеяться на помощь своим ученикам их домашних и дают заучивание детям до приобретения ими уменья читать, но начальная школа не должна следовать такой педагогической бестактности. "Задавание уроков ребенку приучает его сначала хотеть, а потом достигать того, что он хотел, т. е. мочь". (Гюйо. Воспит. и наследств. стр. 31). Не умеющий читать не может хотеть заучивать что либо по книге до приобретения этого уменья, поэтому и задавание уроков неграмотным не уместно. В первом отделении все, что должно быть заучено, по возможности вполне, заучивается под руководством наставника, так как силы детей слабы, и внимание их не приучено к нужному задержанию.

Закон Божий не дает возможности все истины пройти наглядно, так как в этом предмете многое усваивается не опытом и не разумом, а лишь верой. Поэтому некоторые уроки остаются даже без такого несовершенного пособия, каким является картина.

Для более успешного прохождения молитв и главнейших истин христианства некоторые опытные преподаватели распределяют учебный материал так, что уроки с большей наглядностью чередуются с прохождением отвлеченных положений, рассказ о празднике сменяется заучиванием молитвы, объяснение догматического учения - показыванием обрядовой стороны богослужения и т. д. Такое чередование в расположении материала оживляет преподавание и ободряет учеников надеждой на более захватывающее содержание урока после заучивания.

Сообразно указаниям программ и объяснительных записок к ним о преподавании закона Божия в школах на первое отделение относится не только изучение молитв, но сюда же привносятся некоторые отделы и из прочих предметов преподавания закона Божия. Поэтому наставнику предоставляется довольно большой простор в выборе материала для каждого урока. Второе и третье отделение школы дают возможность пользоваться картинами почти на каждом уроке, а картинное наглядное изложение священной истории, богослужения и церковной истории (если начатки ее проходятся в третьем отделении) способствует оживлению уроков и самым своим содержанием.

Устройство храма и богослужебных принадлежностей всего удобнее проходится при рассматривании учениками не только рисунков, но самых предметов преподавания в храме. В этом случае преподавание закона Божия вступает в самые благоприятные условия для наглядности. Кроме картин на библейские темы для пользы дела далеко не излишни картины из природы и жизни Палестины и Египта, где происходили ветхозаветные и новозаветные события, так как эти картины многое могут объяснить ученикам, знающим лишь свою русскую равнину и не имеющим никакого представления о горной природе Святой Земли. Чем большее знакомство человек имеет с известной местностью, тем яснее он представляет себе условия и характер жизни ее обитателей, тем ближе к сердцу он принимает все, что он слышит о них.

Картина показывается всему классу на уроке, но она далеко не излишня в учебнике, как не излишен и самый учебник, хотя преподавание ведется устно в классе. Как та, так и другая картина должны соответствовать художественной правде и удовлетворять техническим требованиям живописи. Неправильный рисунок, грубая раскраска, хотя может быть и не будут замечены детьми, но они могут оставить в них уродливые представления, совершенно несоответствующие действительности. Наша начальная школа далеко не может похвалиться обилием и изяществом картин для преподавания закона Божия: выбор их весьма ограничен. А потому относительно пользования теми или другими картинами говорить не приходится. Но не излишне сказать, что в самых картинах наблюдается два противоположных направления, с разнообразными уклонениями то в одну, то в другую сторону, реализм и идеализм. Как то, так и другое направление, доведенные до крайних пределов, являются односторонними. Было бы прямо оскорбительно для религиозного чувства детей показывать им Иисуса Христа, Его страдания. Его проповедь в картинах крайних реалистов (в духе русского художника Ге). но не менее далеки от цели изображения Благовещения Богоматери в каком то царском чертоге, Рождества Богородицы - в богатом доме и т. п., как это представляется художниками идеалистического направления.

В сравнительно недавнее время явилось т. н. символическое направление живописи (напр., Шнайдер), но картины символистов могут быть понятны только людям с развитым вкусом. Для школы же символическая живопись совершенно непригодна.

На ряду с библейскими картинами не маловажное значение имеет библейская география, понимаемая не в смысле сухого перечня городов, ручьев, долин, гор и границ Святой Земли, а в значении наглядного изображения, по возможности, всех отличительных признаков рельефа местности, ее истории, происхождения и быта населявших и населяющих ее народов. Ближайшее отношение география Палестины имеет к курсу священной истории, но она не излишня и в пояснении отдельных библейских выражений, взглядов и обычаев при прохождении прочих отделов курса закона Божия. Говорить же о библейской географии всего естественнее в применении ее к, священной истории. Священная история, как и вообще всякая история, имеет своим предметом нечто прошлое, совершившееся на земле. Всякое же событие получает достоверность при точном обозначении места и времени его совершения. Поэтому изучение всякой истории сопровождается географическими и хронологическими данными. Хотя первоначальная история человечества, а в том числе времена допотопные, относится к доисторической эпохе, и точные данные для тех времен на основании библейской науки выведены быть не могут, но для школы нужны не точные годы, а приблизительные хронологические указания, которые даются наукой с достоверностью. Для нашего спасения знание точных сроков прошлого значения не имеет, потому Священное Писание и не дает точных чисел для установления хронологии патриархальных времен, относительную же последовательность событий оно указывает, и она должна быть представлена в преподавании священной истории.

Время же подзаконное подлежит точному обозначению хронологии событий, и эта хронология имеет значение, как доказательство истинности пророчеств о Спасителе, означавших точно время Его пришествия на землю. Впрочем начальная школа может и здесь довольствоваться только приблизительным указанием на время совершения известного события, так как подробное заучивание хронологических данных непосильно для детей. Приблизительное указание на время совершения того или другого события нужно для ознакомления детей с исторической перспективой и для заблоговременного снабжения их материалом, на основании которого они могут противодействовать соблазнам со стороны людей неверующих, любящих находить противоречие в библейской хронологии с гипотезами геологии и палеонтологии, где сотни миллионов лет существования органической жизни на земле по взгляду одних ученых свободно превращаются в сотни и даже десятки тысяч в руках других. От таких мнимо ученых людей и имеет целью предохранить детей указание на библейскую хронологию. Но если преподавание священной истории сопровождается лишь общими приблизительными указаниями по вопросу Когда, то по другому не менее важному вопросу-Где преподаватель в большинстве случаев может дать вполне ясный и определенный ответ, на основании научных данных по изучению древнего и нового положения восточных стран.

Все священно-исторические события совершились на небольшом пространстве азиатского и африканского материков, и библейская наука с достаточной достоверностью указала в настоящее время даже маленькие города и селения, в которых происходило то или иное событие. Знание же географии востока для понимания священной истории весьма существенно. Русские дети, на основания знания своей родной природы, представляют климат Ханаанской земли таким же суровым, как в большей части России, с холодной снежной зимой, с леденящими вьюгами и метелями и естественно недоумевают, как мог Авраам жить в течение всего года в палатке, как евреи могли странствовать целых сорок лет по пустыне. Не имея понятия о двух временах года в подтропических странах, дети не понимают, почему вода там ценится столь высоко, почему совершалось у всех восточных народов омовение ног и т. п. Вследствие незнакомства детей с условиями жизни восточных народов священная история становится для них каким то сказочным предметом, в котором рассказывается о чем - то совершенно не похожем на ту жизнь, которую дети наблюдают вокруг себя. Вследствие такого отношения к священной истории дети заучивают лишь слова из нее, но нисколько не интересуются ею. Сердце детей остается холодным к, образцам веры, нравственности и надежды, обрисовывающихся в лице священных лиц. А через это священная история теряет свой главный смысл.

Как говорить детям понятно о том, к чему они не могут подобрать сравнений и подобий из имеющегося у них запаса сведений. чего они совершенно не могут себе представить. Сам апостол Павел, говоря о блаженстве будущей жизни, не указывает относительно этого блаженства ни одной подробности на том основании, что мы не можем себе представить того, что ухо наше не слышало, чего глаза не видели, а потому и на мысль нам не приходило. Взрослый человек хотя бы к общих чертах, неясно, неопределенно может вообразить невиданный им предмет, но ребенок. имеет для такого воображения слишком мало опыта и наблюдений. Поэтому наставнику необходимо придти на помощь своим питомцам в ознакомлении их с внешней стороной священной истории. Это ознакомление удобнее начать при рассказе о жизни Ноя и дополнять его при повествовании об исходе евреев из Египта и о вступлении в землю Ханаанскую.

Описание Палестины сделано в очень живых чертах в брошюрах о Св. Земле издания палестинского Общества. Можно, кроме них, назвать и еще несколько изданий, напр. Меча, Николаева, Колокольниковой и других авторов, но палестинские издания по своей дешевизне и обстоятельности заслуживают предпочтения пред другими. Где, есть возможность, там можно смело рекомендовать приобрести, книгу Гейки Святая Земля и Библия, как лучшее пособие к изучению Палестины. Из видов Палестины самым доступным изданием служит альбом того же палестинского Общества Сто Видов Иерусалима и Св. Земли. Картины этого альбома воспроизведены с фотографий и потому дают верное изображение местностей и видов Палестины.

Самым же необходимым пособием при прохождении священной истории служит географическая карта, которая давно имелась в каждой начальной школе, но мало применялась. За последние годы знакомство с географией поставлено в школах довольно высоко, а потому закон Божий не может быть одиноким в объяснении схематического изображения местностей, как это было ранее, когда никаких географических карт кроме Палестины, в школах не было. Палестина очень не велика, городов и замечательных местностей в нее при прохождении священной истории указывается не много, а потому знание карты достигается без большого труда, содействуя восприятию впечатлений от того или другого урока при участии большого количества чувств детей.

Для учебных целей все существующия карты Палестины пригодны, так как небольшое отличие одних карт от других в обозначении некоторых спорных местностей имеет чисто академический характер и в учебно-воспитательном отношении не имеет никакого значения. Употребление картин, ознакомление с географией и этнографией Палестины имеет целью возбудить внимание учащихся, пробудить в них интерес и любовь к закону Божию. Вполне возможно, что этот интерес пробудится в детях, и наставник может видеть это во всем дальнейшем поведении учеников после проведенного рассказа. Дети не остаются безучастными слушателями повествований о жизни, выражают свое удовлетворение или недовольство тем или иным поступком. Но это чувство в детских душах держится не долго и не дает им достаточно силы на борьбу с возникающими в них дурными желаниями и намерениями. Поэтому всякое доброе чувство нуждается в укреплении и развитии в душах детей. Чем дольше питомцы школы находятся под впечатлением пережитого настроения, тем сильнее может отразиться это настроение в их жизни. Одним из верных средств пробуждения любви в детях к пережитым ими впечатлениями служит самостоятельное изображение детьми рассказов на рисунках.

Начиная с самого раннего возраста, дети чрезвычайно любят рисовать не только виденные ими предметы, но и воображаемые, и любят эти свои изображения, как проявление своей творческой созидательной силы. Для ребенка совершенно незаметна неправильность его рисунка, несходство его с изображенным предметом, для него важна идея, воплощение мысли и чувства, в какой бы то ни было схеме, в мнемоническом знаке. Не внешность, не форма выступает на первый план в детском рисунке, а вложенное в него чувство. Рисование в начальной школе только еще вводится, но оно, вместе с пением, имеет полное право на существование и имеет за собою будущность.

Искусство облагораживает и воспитывает человека так же как и наука. Первая действует на человека идеей и выражением ее в словах, второе-внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. Рисование не имело успеха в школе недавнего прошлого вследствие неправильной постановки дела, при которой рисование по клеткам, срисовывание с готовых образцов превращало это занятие в скучное учение. В настоящую же пору входит в большее употребление американский способ обучения рисованию посредством самостоятельного изображения детьми видимых или воображаемых ими предметов, при полной свободе комбинирования их в отдельные группы и сочетания. При таком методе рисование с первых же шагов становится занимательным трудом и увлекает детей значительно больше, нежели все прочие предметы школьных занятий, побуждая их к самодеятельности, действуя на их воображение и приучая внимательнее относиться ко всему видимому.

Применение рисования на уроках закона Божия способно принести значительную пользу преподаванию этого предмета и с учебной и с воспитательной стороны. При изображении на картине события, о котором ученик слышал от наставника, ему необходимо припоминать и главный смысл и объясняющие это значение подробности. При одном только слушании рассказа ученик многое может пропустить, иное может не понять и остаться со своим полузнанием на всегда. Точно также и при заучивании урока по книге он может заучивать лишь слова, в порядке их смежности, не соединяя с ними никаких определенных представлений. При собственном же воспроизведении рассказа графически ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение и побуждается к сознательному отношению в изложении не только главного, но и подробностей. А обдумывая и размышляя относительно изображения известных лиц и событий, ребенок ставит себя невольно в более близкие отношения к этим предметам и вкладывает в дело свою любовь. Конечно, нельзя ожидать от детей ни правильности рисунка, ни, тем более, художественности изображения тех событий, которые служат для них сюжетами их детских картин, но эти тонкости не имеют большого значения.

Неумение детей рисовать наводит на некоторых преподавателей страх унижения достоинства библейских лиц и событий посредством примитивных детских рисунков. Но это опасение, в последовательном проведении, должно было бы удерживать и от преподавания всего курса закона Божия не в буквальных библейских выражениях учащего. Словесный рассказ та же картина, изображенная не красками, а словами, и картина есть тот же рассказ в красках. Если же мы не боимся унизить достоинства закона Божия изложением его требований своими человеческими словами, хотя бы и т. н. высоким штилем, как рекомендуют иные и до сегодня, то напрасно и опасение неуважения к священным событиям при изображении их в рисунках. Картина-не икона, как проповедь слова Божия. не слово Божие, а потому бояться несовершенства в рисунке хотя бы и священно-исторического события непоследовательно.

Не все рассказы из священной истории одинаково могут служить темами для рисования, так как одни из них более действуют на воображение, другие на соображение и память. По этому необходимо делать между рассказами надлежащий выбор. В этом выборе имеет значение и воспитательная сторона дела. Едва ли было бы удобно долго останавливать внимание ребенка на таких событиях, как братоубийство Каина, умерщвление Самуилом царя Агага, избиение Самсоном филистимлян. Внимание, уделяемое тому или другому предмету, пробуждает любювь к нему, а потому для воспроизведения в рисунках всего удобнее рассказы из священной истории нового завета. В ней все полно любовью к человечеству, и эта любовь и со страниц книги, и с листов рисунка способна пробить себе путь в отзывчивые сердца детей. Закон жизни есть закон любви, поэтому наставник не впадет в ошибку, если он будет применять его и при задавании детям для рисования.

Экспериментальной педагогикой отмечено, что даже одно только созерцание картины располагает к тому настроению, какое изображено на лицах и в позах участников передаваемого события. Тем более настроение, изображаемое ребенком на картине, способно овладеть его вниманием на более или менее продолжительное время, и тем содействовать развитию тех или иных черт в его характере. Потому и темы отрицательного направления не могут быть полезны для неокрепшего еще в добре духа ребенка. Стремясь к проведению наглядности на уроках закона Божия, одинаково с уроками по другим предметам школьного курса, необходимо помнить, что всякое наглядное пособие имеет своей целью облегчить ученикам усвоение только видимой стороны предмета, только формы его.

На уроке закона Божия необходимо помнить, что видимая сторона составляет только оболочку внутренней сущности предмета, что при кажущейся тождественности предметов по внешности они отличаются друг от друга совсем иными, внутренними признаками, не подлежащими чувственному восприятию. В частности по отношению к библейским лицам и особенно к Спасителю мира необходимо помнить, что видимое, телесное не исчерпывает их значения для человечества, и что никакая картина не может передать того, что составляло основу и сущность их жизни. Для учеников недостаточно запомнить внешнюю обстановку, при которой совершилось то или иное священное событие, а необходимо вникнуть в его внутреннее значение. Христианин видит не только глазами и умом, но он прозревает и верой. К этому созерцанию верой и должны вести детей все наглядные пособия, применяемые на уроках закона Божия.

Для каждого несколько образованного человека настоящего времени несомненно, что кроме видимого простым глазом физического мира существует еще мир микроскопический, и что при помощи особых приборов исслелователь природы видит миллионы живых существ там, где простой обыватель ничего не видит. Так и люди, одаренные более чуткими способностями, нежели обыкновенные зрители жизни, умеющие отличать лицо неба, но не умеющие отличать то, что Иисус Христос назвал общим именем знамений времени, имеют дар проникаться особенным чувством благоговения к святыне, проявляющейся в жизни мира по воле Бога. Даже среди неодушевленных предметов, служащих разным целям, есть различие по существу, а тем более это различие необходимо принимать во внимание при созерцании проявления разумной воли. Один из заметных современных мыслителей, Д. Успенский, говорит: "Камень храма, камень тюрьмы и камень обыкновенного дома только кажутся одинаковыми. На самом деле они совершенно различны... Мачта корабля дальнего плавания, виселица...., крест в степи, на перекрестке дорог, могут быть сделаны из одинакового дерева, но в действительности это разные предметы, из разного материала. То, что мы видим, осязаем, исследуем, это только кружки на плоскости от монеты или свечи. Это тени реальных вещей, сущность которых заключается в их проявлениях. Тени матроса, подвижника, палача могут быть совершенно одинаковы, по теням их не различишь, точно также и химическим исследованием не различишь дерева мачты, виселицы и креста. Но это разные люди и разные предметы, одинаковы только тени. И такое отношение является при наблюдении всех явлений. Между ними никакая химия не уловит этой разницы, но она есть, и есть люди, которые понимают ее. Музыкант, живописец, скульптор прекрасно понимают, что можно идти не одинаково и даже нельзя идти одинаково". (Тертиум Органум. Стр. 119).

Всякое наглядное пособие на уроке закона Божия должно напоминать ученикам не одну только внешность, но оно имеет своей целью через внешность через видимое, вести детей к невидимому, к признанию той истины, что библейские праведники, хотя и были подобострастны нам, были вполне похожи на нас по своей внешности, но духом своим горели пред Богом и ходили пред Ним в течение всей своей жизни. Они были одного существа с нами, а потому и зовут нас к постоянному и тщательному различению добра и зла, к неведомому следованию за первым и в избежанию последнего. В этом торжестве приемов преподавания закона Божия в школе со всеми прочими предметами по внешности проявляется его внешняя связь с ними, а в одухотворении всего содержания всех предметов кроется его внутренняя общность со всем, что истинно в человеческом знании. Пусть дети знают и чувствуют что, выражаясь словами поэта:

В каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье
Видна иная красота...

та красота, которая объединяет в себе и ту истину, ради ко торой страдает все мыслящее человечество, и то добро, которого ищет всякий человек, и в котором он надеется найти своей душе мир и покой.

...Предыдущее                                       Содержание                                            Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»