Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастная психология /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ПСИХОЛОГИЯ    ВЗРОСЛЫХ

Взрослые, так же как и дети, нуждаются в систематическом изучении Библии. Господь сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную...» — Ин.5.39. Это значит, что для христианина мало просто читать Библию. Чтобы выполнить повеление Иисуса Христа, необходимы регулярные занятия по изучению Священного Писания. Нужно помнить, что самые лучшие занятия для взрослых — это те, которые помогают им успешно решать жизненные проблемы, правильно реализовывать свои возможности и преодолевать кризисные ситуации. Иными словами, истины и факты, изложенные в Библии, следует применять к нуждам повседневной жизни. Тем, кто готовит материалы для занятий или проводит их со взрослыми, следует знать людей, посещающих занятия, и понимать те проблемы и задачи, с которыми они сталкиваются в жизни. Только в этом случае преподаватели смогут помочь взрослым людям узнать, как сделать так, чтобы истины, изложенные в Библии, помогли им в жизни.

Взрослые обычно не проявляют особого рвения в овладении чисто теоретическими знаниями. Они стараются изучать только то, что смогут использовать в жизни. Другими словами, взрослых легче заинтересовать изучением того, что связано с жизнью. Они хотят знать, как разрешить семейный конфликт, как жить, если в семье случилась беда, как направлять своих детей к христианской вере, как без страха смотреть на приближение смерти, как жить так, чтобы молитва занимала важное место в жизни, как отвечать людям, которые ставят под сомнение их веру.

Мы сможем лучше работать и больше помогать людям, если будем знать людей и их нужды. Взрослые — это не просто группа людей 50 и более лет, молодость которых осталась позади и которых ожидает близкая старость. Они похожи и непохожи друг на друга. У них есть общие нужды, но в зависимости от возраста их нужды могут быть разными. Мы знаем, что дети меняются и растут. Взрослые также меняются, а в духовном, морально-нравственном, интеллектуальном аспектах они могут и должны возрастать.

Ученые, занимающиеся психологией взрослых, обращают внимание на то, что взрослый человек проходит на протяжении жизни определенные стадии. Каждая стадия включает в себя рост, застои и возвращение в прежнее состояние. Выбор, который делает взрослый человек, и результат жизненной борьбы на той или иной стадии определяются, в основном, духовным и моральным характером его жизни. Хорошие, связанные с жизнью, занятия по изучению Библии могут развить и укрепить взрослых людей как духовно, так и морально.

Психологическое развитие взрослых имеет большое значение для роста их веры. Возрастание в вере, подтвержденное на одной стадии жизни, должно быть обновлено и закреплено на более поздних стадиях. Если этого не происходит, то вера может стать бездеятельной и перестать соответствовать более позднему развитию взрослого человека. Авторы учебных пособий и преподаватели, занимающиеся со взрослыми, могут помочь им продолжать духовно расти.

ТРИ   ВОЗРАСТНЫЕ    ГРУППЫ

Чтобы лучше понимать взрослых, давайте рассмотрим их, условно разделив на три возрастные группы: молодые взрослые (от 18 до 34 лет); взрослые среднего возраста (от 35 до 64 лет); пожилые взрослые (65 лет и старше). Исследователи используют разные названия и делят людей по разным возрастным группам, но большинство из них соглашаются с тем, что взрослые на различных стадиях жизни имеют сходные характеристики и нужды. Так как исследование, на котором основана эта статья, было проведено на Западе, то некоторые специфические примеры не могут быть применены ко взрослым других стран. Однако эти примеры могут помочь преподавателю понять и применить основные психологические принципы обучения на занятиях со взрослыми в любой стране.

МОЛОДЫЕ   ВЗРОСЛЫЕ

(от  18 до  34  лет)

Что происходит в жизни молодых взрослых?

Даниэль Левинсон, признанный исследователь развития взрослых мужчин, использует термин «ранний переходный возраст» взрослых людей для определения возраста от 17 до 33 (плюс - минус 2 года в ту или другую сторону). Молодой человек пытается войти во взрослую жизнь. Он стремится утвердить свою независимость. Он хочет стать психологически независимым от своих родителей (даже если он продолжает жить с ними) и стать независимым в финансовом отношении. Многие молодые женщины тоже преследуют такую же цель.

Исследователь Вивиан Маккой предлагает три основные стадии жизни молодых взрослых людей: жизнь отдельно от семьи (18-22 года), начало самостоятельной жизни (23-28 лет), «Вопросы-вопросы» (29-34 года). Стадия «жизнь отдельно от семьи» включает в себя разрыв психологической связи с родителями, выбор профессии и поступление на работу. Стадия «начало самостоятельной жизни» характеризуется тем, что в этот период человек женится, устраивает карьеру, становится родителем, становится частью общества или общины (социальной группы) и принимает на себя финансовую ответственность за благосостояние себя и своей семьи. «Вопросы-вопросы» — название стадии переоценки своей жизни. Этот период включает в себя то, что Левинсон называет «переходным периодом в 30 лет». В течение этой стадии молодой человек как бы оглядывается назад, анализирует свою жизнь и вносит в нее необходимые изменения. Левинсон смело заявляет: «Все мужчины что-то изменяют в течение этого периода, так что структура жизни в конце этого периода обязательно меняется, к лучшему или худшему, но она уже не та, что была вначале».

Данные исследования показывают, что многие молодые женщины тоже проходят такой «переходный период в 30 лет». Молодые замужние женщины, у которых уже есть дети, хотят устроиться на работу, когда им около или немного более 30. Женщины такого же возраста, которые работают, но не имеют детей, начинают думать о том, чтобы их иметь.

Как может помочь составителю пособия или преподавателю Библии при обучении молодых взрослых людей информация об этом «переходном периоде в 30 лет»? Они могут готовить материалы, учить молодых взрослых Библии с учетом того, какие трудности они испытывают в этот период.

Некоторые изменения наблюдаются и в религиозной жизни молодых взрослых. Молодые люди часто пересматривают свои религиозные верования ранних лет. Некоторые молодые люди не с такой готовностью, как раньше, принимают те ценности и верования, которым их учили, когда они были детьми и подростками. Они будут стараться тщательно пересмотреть эти ценности, верования и учения. В процессе этого они могут принять свои собственные верования или могут отказаться от религиозных ценностей и верований как от чего-то более им ненужного.

Хотя список «задач развития» Хэвингхерста несколько устарел, так как он характеризует граждан среднего класса США 40-х годов и основан на модели традиционной семейной жизни (многие взрослые в США сегодня женятся поздно или не женятся вообще), все же он может помочь нам составить более точный список задач для взрослых, которых мы обучаем. Для молодых взрослых людей Хевингхерст перечисляет следующие задачи развития:

- выбор подруги (друга) жизни (или подготовка к жизни вне брака);

- постижение жизни в браке;

- начало создания семьи;

- воспитание детей (или установление отношений с детьми других);

- ведение хозяйства в доме;

- начало трудовой деятельности;

- принятие на себя гражданской ответственности;

- нахождение соответствующей социальной группы.

ВЗРОСЛЫЕ   СРЕДНЕГО   ВОЗРАСТА

(от  35 до   64  лет)

Можно выделить три задачи для взрослых среднего возраста:

1. Примириться с тем, что молодые годы уже прошли;

2. Помочь (и позволить) подросткам стать взрослыми, отвечающими за свои поступки;

3. Приспособиться к стареющим родителям.

Левинсон описывает период с 40 до 45 лет, как «переходный период в середине жизни». Эти годы также называют временем переоценки всей жизни, включая личные приоритеты, работу, брак и религиозную веру. Поиск смысла важная часть этого периода. Кажется, что как мужчины, так и женщины хотят стать самими собой. Они полны решимости начать жить так, как им хочется, а не так, как хотят от них другие.

Переоценка жизни в среднем возрасте может привести к пересмотру приоритетов. Такой пересмотр может повлиять на отношения с другими людьми, включая супруга или супругу. Те, кто готовит учебные материалы для взрослых, и преподаватели, ведущие занятия по изучению Библии со взрослыми, состоящими в браке, должны учитывать ту напряженную обстановку, которая, возможно, наблюдается в семьях взрослых среднего возраста.

Болезненная проблема, связанная с разводом, наблюдается в любом периоде супружеской жизни, а не только у людей среднего возраста. Все же переходный период в середине жизни может оказать большое отрицательное влияние на супружеские отношения.

Конечно, не все подвержены кризису переходного периода в средние годы. В результате исследования Левинсон показал, что около 80-ти процентов мужчин переживают этот кризис по-разному. В течение этого периода многие взрослые пересматривают каждый аспект своей жизни.

Маккой называет возраст от 44 до 55 лет периодом «оседлой жизни», а возраст от 56 до 64 лет - периодом «зрелости». Период «оседлой жизни» можно охарактеризовать одним словом — «приспособление». Взрослый человек приспособляется к условиям как на работе, так и дома. Левинсон выделяет другой переходный период в возрасте 50-55 лет. В течение этого периода человек несколько смягчает те изменения, которые имели место в переходный период в середине жизни. Приспособление к условиям жизни продолжается в период « зрелости», особенно когда человек готовится к выходу на пенсию или к выходу на пенсию супруга или супруги.

Говоря об этих кризисных и переходных периодах, мы вовсе не утверждаем, что жизнь человека среднего возраста сплошь состоит из одних несчастий. Дело обстоит не так. Наоборот, эти годы—годы наивысшей производительности и радости.

Как же могут составители пособий и преподаватели Библии, занимающиеся с людьми среднего возраста, наилучшим образом использовать знание того, что происходит в жизни этих людей? Понимание тех бурь, которые происходят в «переходный период» людей от 40 до 50 лет, может помочь в работе с ними. На первый взгляд может показаться, что взрослые люди среднего возраста -уверенные в себе люди и умеют себя сдерживать. Однако они также могут испытывать внутренние бури в то время, когда они переоценивают свою жизнь. Взрослым людям среднего возраста необходимо иметь возможность служить другим. Для них очень важно жертвовать собой и помогать окружающим. Взрослые люди сами хотят определить для себя, каким образом помогать другим, но так или иначе им необходимо отдать частичку себя другим.

Вот список задач развития для взрослых людей среднего возраста, составленный Хэвингхерстом:

- принятие на себя гражданской и социальной ответственности;

- достижение  и  поддержание  нормального экономического уровня жизни;

- помочь своим детям-подросткам вырасти счастливыми людьми, способными брать на себя ответственность;

- способность организовать проведение своего свободного времени;

- отношения с супругом или супругой как с другой личностью;

- приспособление к изменениям психики среднего возраста и принятие их;

- приспособление к жизни стареющих родителей.

  ПОЖИЛЫЕ    ЛЮДИ

(65  лет  и  старше)

Переход в пожилой возраст, как и в любой другой, связан со своими проблемами. Однако старение не означает переход в состояние беспомощности, когда у человека уже нет надежд на что-либо хорошее. Пожилые люди хотят полноценно жить, а не просто существовать.

При хорошем здравоохранении и питании пожилые люди сейчас и в будущем могут чувствовать себя лучше, быть более активными и выглядеть гораздо моложе своих лет, нежели пожилые люди более ранних поколений.

Разница в годах у пожилых людей в значительной мере сказывается на самих людях. Мы можем порой назвать людей, которым уже исполнилось 65, «молодыми людьми в возрасте», а тех, кому 80 или больше, - «пожилыми людьми». Многие пожилые люди продолжают жить полноценной жизнью, хотя большинство из них имеют серьезные проблемы, связанные со здоровьем.

Что делают те люди, кому исполнилось 65 и более лет? Они уже не работают по специальности, но ищут или уже нашли место приложения своей энергии. Они стараются приспособиться к более тесному общению и более длительному пребыванию вместе с супругом (супругой) или приспосабливаются к одинокой жизни. Они могут больше внимания уделять заботе о своем здоровье или о здоровье своего супруга (супруги).

Какие же занятия по изучению Библии могут удовлетворить нужды пожилых людей? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем: когда человек становится старым? Один мужчина, которому уже за 80, а он еще продуктивно работает (проповедует и пишет пособия для баптистской церкви), сказал так: «Человек становится старым, когда он:

- перестает учиться;

- не   способен   более   приспосабливаться   к изменениям в своей жизни;

- не интересуется другими людьми».

Когда мы пишем пособия или ведем занятия по изучению Библии, мы должны побуждать пожилых людей учиться, приспосабливаться к изменениям в их жизни, сосредотачивать свое внимание на удовлетворении нужд других людей. Некоторые пожилые люди могут знать массу фактов из Библии, и все же изменяющиеся обстоятельства постоянно заставляют их вновь и вновь применять Писание в своей жизни. Мы можем заинтересовать пожилых людей чем-либо новым, скорее, чем-то интеллектуальным, нежели простым повторением их прошлых достижений.

Благодаря занятиям в классах по изучению Библии, пожилые люди могут продолжать нести слово Божие другим людям - как молодым, так и старым. Пожилым людям более необходимо учить друг друга и других людей, нежели ждать, когда кто-то будет учить их. На любой стадии жизни изоляция от других людей ведет к застою.

Вот перечень задач развития, предложенный Хэвингхерстом для пожилых взрослых и для взрослых очень преклонного возраста:

- приспособление к ухудшающемуся самочувствию и физической слабости;

- приспособление к жизни на пенсии и к более низкому доходу;

- приспособление к жизни после кончины супруга или супруги;

- установление связей с людьми своего возраста;

- выполнение общественных и гражданских обязанностей;

- создание удовлетворительных условий для жизни.

ВИДЫ    ОБУЧЕНИЯ

Исследования показывают, что взрослые разных возрастных групп обучаются по-разному. Вот четыре примера того, что взрослые по-разному относятся к занятиям:

1. Екатерине очень нравится группа, с которой она изучает Библию. Больше всего ей нравится общение с другими людьми этой группы. Екатерина в хороших отношениях с преподавателем и с членами группы. Она разделяет их радости и печали и выражает им симпатию, всячески подбадривая других в трудную минуту. Екатерина больше всего не любит, если кто-либо в группе вступает в спор. Всякие конфликты действуют на нее угнетающе, и она стремится как можно скорее уладить конфликт. Ей больше нравится преподаватель, который позволяет членам группы задавать вопросы, комментировать сказанное и обсуждать интересные вопросы во время процесса обучения. Екатерину скорее интересуют люди, нежели содержание занятий.

2. Иван предпочитает преподавателя, который хорошо знает Библию, может построить материал логически, преподнося его последовательно и по-деловому. Ему нравятся конструктивные занятия, он не любит обсуждений с участием всей группы. Для него комментарии, высказываемые другими в группе, — ничто иное, как помеха для преподавателя. Ивану нравится больше содержание занятий, нежели члены группы. Он предпочитает занятия, на которых используются карты, схемы и предлагается план занятий. Ивану нравится участвовать в исследовательской работе и готовить сообщения на темы, связанные с занятиями. Он также любит отвечать на вопросы. Ему трудно увязать содержание материала, который он изучает, с повседневной жизнью.

3. Сергею нравятся занятия, которые непосредственно связаны с жизнью. Ему необходимо видеть практическое применение изучаемого материала Библии. Ему нравится, когда преподаватель просит группу самостоятельно изучить какой-либо отрывок из Библии. Сергею нравится творческий подход к изучению материала, например, разыгрывание ролей или сочинение драматического произведения. Ему также нравится взаимодействие с другими людьми во время работы всей группы. Он самоуверен и стремится к соперничеству с другими людьми в группе. Ему нравятся динамичные занятия, он начинает испытывать скуку, когда темп занятий замедляется. Сергею нравится быстро переходить от библейского текста к действительности, он любит применять библейские высказывания к жизни, так как его интересует «здесь и сейчас», а не «там и тогда». Он легко адаптируется к новым идеям и новым методам.

4. Мария — творческая личность. Ей нравятся занятия, которые включают в себя музыку, инсценировку, искусство и творческую деятельность. Она любит эксперименты с новыми методами обучения, которые кажутся немного странными для некоторых членов группы. Мотивация обучения кроется внутри самой Марии, у нее очень высокий уровень этики. Члены группы часто испытывают страх перед Марией, так как у нее очень обострено чувство собственного достоинства, и еще потому, что она несколько отличается от других. Процесс обучения для Марии более важен, нежели для других членов группы.

Так как взрослые по-разному подходят к обучению, то составителям пособий и преподавателям необходимо учитывать это в процессе преподавания. Если просто каждый раз предлагать слушателям логически построенные лекции, то это будет интересно только для таких, как Иван, но Екатерина, Сергей и Мария будут скучать и мало что извлекут для себя. Если всегда применять необычные методы обучения, которые включают в себя искусство, музыку и инсценировку, то члены группы, чей психологический тип личности похож на тип личности Марии, будут очень довольны, но зато «Екатерины» и «Иваны» быстро разочаруются в занятиях.

Необходимо, чтобы составители пособий и преподаватели избегали однообразия при изложении учебного материала. В учебном процессе следует использовать различные методики, учитывая разные психологические особенности членов группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Взрослые люди всегда находятся «в пути». Взрослые люди динамичны, подвижны, у них много возможностей для роста и изменений. Взрослый человек — личность, которая находится в процессе становления, перед которой непрерывно встают задачи, требующие разрешения, которая сталкивается с кризисами, требующими преодоления, которая должна быть способной пережить стадии переходного развития. Чтобы быть взрослым человеком, необходимо постоянно расти.

Эта концепция разрушает такие традиционные представления, как: «учеба только для детей», «нельзя учить старую собаку новым трюкам», «человеческая личность - как ком глины: податлива в молодости, но тверда в зрелом возрасте».

Одна пожилая женщина прожила 99 лет. Она уже имела 50-летний стаж преподавания Библии, когда начала посещать класс для подготовки преподавателей Библии взрослым. Она сказала:

"Наконец-то я узнаю, как надо преподавать Библию". Ей было в то время 70 лет. На смертном одре она сказала своей дочери, что хотела бы дожить до 100 лет. Ее дочь спросила: «Почему?». На это она ответила: «Чтобы узнать, что значит быть 100-летним человеком». Она была взрослым человеком, который постоянно рос.

2. Рост взрослых осуществляется в определенной последовательности. Это позволяет предсказывать, какие нужды будет испытывать человек в различные периоды своей жизни. Таким образом, мы можем разумно группировать людей по классам и ставить перед ними реальные цели.

3. Здоровое развитие взрослых людей характеризуется более зрелым пониманием материала, умением лучше ладить с людьми, лучшим самовыражением и лучшим умением справляться с жизненными проблемами.

Этот рост не происходит автоматически. Чтобы идти вперед, взрослые должны успешно справляться с трудностями на каждом этапе своего жизненного пути. Всегда можно отступить и пойти назад, но также всегда можно использовать имеющиеся возможности, потенциал для роста и движения вперед.

4. Знание общих вопросов развития взрослых может помочь, но одного этого недостаточно.

Составители пособий и преподаватели Библии в классах для взрослых должны помнить, что каждый человек уникален. Прошлая жизнь, особенности личности, умственные способности, окружающая среда и обстоятельства жизни влияют на развитие личности. Составителям пособий и преподавателям следует учитывать такое разнообразие личностных качеств учащихся.

Хороший преподаватель знает каждого учащегося лично. Такой преподаватель навещает членов своего класса дома, он наблюдает за действиями учащихся и за их отношением к занятиям во время учебы, он всегда готов их выслушать и служить им. Такой преподаватель всегда делится своими мыслями и возникающими проблемами с членами своей группы. Например, преподаватель может поделиться со своей группой тем, какой тяжелой для него была прошедшая неделя. Он может попросить их помолиться за него. На следующей неделе кто-нибудь из группы подойдет к преподавателю и поделится своими проблемами. Открытость преподавателя помогает учащимся узнать его и доверять ему. Поэтому они открыто рассказывают ему о себе, и преподаватель лучше узнает своих слушателей.

5. У взрослых разный подход к обучению. Так как взрослые по-разному подходят к обучению, составители пособий и преподаватели, занимающиеся со взрослыми, должны разнообразить свой материал и методику для того, чтобы удовлетворять нужды тех, кому они служат.

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»