Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Участники круглого стола в Даниловом монастыре говорили о Церкви и детях - NEWSru.com

11.11.2006

В московском Свято-Даниловом монастыре накануне прошел круглый стол на тему "Церковь и дети: поиск новых путей церковной работы с подрастающим поколением в современных условиях". Дискуссия была организована Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) Данилова монастыря.

После зачтения приветствия Патриарха Алексия II викарий Московской епархии Русской православной церкви (РПЦ) епископ Дмитровский Александр (Агриков), вручил церковные ордена и другие патриаршие награды сотрудникам ЦДРМ в связи с пятилетием Школы молодежного служения. В дискуссии на столь актуальную тему приняли участие представители ЦДРМ, Синодальных отделов РПЦ, церковных и общественных организаций, педагоги, психологи, сотрудники детских реабилитационных центров, представители московских приходов, сообщает "Благовест-инфо".

Работа круглого стола началась с доклада епископа Александра, посвященного созданию благоприятных условий приходской жизни для семей с детьми, особенно многодетных.

О своем видении приоритетов церковного воспитания сделал доклад руководитель Школы молодежного служения ЦДРМ игумен Петр (Мещеринов). По его мнению, за 15 лет церковного возрождения в России пока не выработано общецерковной системной концепции христианского воспитания в современных условиях; по-прежнему эта работа лежит, в основном, на плечах энтузиастов. Однако этот период позволил выявить типичные ошибки. Это, например, отсутствие "детской проповеди", задача которой – "пробудить в ребенке ощущение реальности Бога, помочь ему узнать Бога, а не только узнать о Боге". Важной проблемой является соблазн для родителей подменить семейный христианский воспитательный труд приобщением ребенка к внешней церковности. Частая ошибка - игнорирование возрастных особенностей детей, которых родители приобщают к домашней молитве, к богослужению. Многие церковные семьи в своем стремлении оградить ребенка от внешних соблазнов склонны также к "геттообразности". Однако "невозможно убежать от тлетворного влияния мира сего, но можно ему противостоять", убежден игумен Петр, причем не только на духовном, но и на культурном, социальном уровне. В этом плане он призвал использовать все богатство христианской культуры, не разбивая ее искусственно на восточную и западную, не противопоставляя одну другой.

Для решения всех этих задач, для создания общецерковной системы работы с детьми необходимы подготовленные кадры, работа которых должна соответственно оплачиваться. "Песню о том, что у Церкви нет денег, предлагаю забыть", - привел игумен Петр слова дьякона Андрея Кураева: "на купола и колокола деньги находятся, а на детей их нет?" В заключение докладчик призвал православных воспитателей внимательнее присматриваться к положительному опыту, накопленному в светской педагогике, в практике реабилитации и социальной адаптации детей не только в нашей стране, но и за рубежом.

С критикой некоторых положений доклада игумена Петра выступила директор Института демографической безопасности, психолог и педагог Ирина Медведева. Она уверена , что в "атмосфере нарастания культурной агрессии" неуместно говорить о свободном выборе ребенка – "он сделает выбор в сторону смерти, наркомании". В современных условиях православным родителям и педагогам надо действовать "жестко запретительно" в отношении детей, требуя от государства "запрета на растление детей". И. Медведева в полемическом тоне затронула также проблемы ювенальной юстиции.

С И. Медведевой не согласен президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании", член Общественной палаты РФ, кандидат медицинских наук Олег Зыков. Опыт организации и работы в первом приюте для беспризорных (с 1992 г.), а также в возглавляемом им фонде позволяет доктору Зыкову утверждать, что здоровую в душевном и духовном плане личность можно вырастить только в "режиме диалога, а не в режиме приказа". Однако для этого воспитателю необходимо "предъявить свои ценности", завоевать авторитет у ребенка примером своей христианской жизни. В формировании воспитательной среды, основанной на евангельских ценностях, социально-реабилитационным учреждениям, которые представляет О. Зыков, постоянно помогает Церковь и, в частности, волонтеры из ЦДРМ и приход протоиерея Аркадия Шатова.

Настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов поделился многолетним опытом организации работы с детьми и молодежью в своем приходе. По его мнению, нынешнее время является самым благоприятным за всю историю Русской церкви для проповеди Евангелия, в том числе и среди детей. Основание для оптимизма дает также позиция священноначалия РПЦ, которое, по словам священника, поощряет творческий подход к устроению воскресных школ, не навязывая единообразия. В поиске новых, адекватных времени, форм этой работы не надо "бояться хороших примеров с Запада", считает Александр Борисов. В частности, он предложил подумать о создании "русского Тэзе" - молодежной общины по примеру существующей во Франции: неравнодушные к православию юноши и девушки могли бы съезжаться туда со всей России и узнавать о вере не только от священнослужителей, но и от своих воцерковленных сверстников. Александр Борисов призвал "творчески имплантировать западный опыт в нашу жизнь, не поступаясь при этом нашей традиционной культурой".

На круглом столе выступили также практики православного детского образования – завсектором церковно-приходского образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ священник Игорь Киреев и директор православной гимназии "Радонеж" Михаил Тишков. Первый сетовал на отсутствие "целенаправленной политики" РПЦ в отношении православных школ и гимназий. Будучи по определению "инновационными" образовательными учреждениями, они уже накопили такой опыт, что готовы поделиться им со светским учительским сообществом, однако "внутри Церкви их не ценят". Игорь Киреев предложил создать систему епархиальных школ, что решило бы многие проблемы, в первую очередь – финансовые. М. Тишков также считает, что повышение качества образования в православных гимназиях, достижение его "конкурентоспособного" уровня невозможно без финансовой поддержки, однако он надеется на помощь из госбюджета. На круглом столе не раз высказывалось мнение, что на "купола и колокола" прихожане жертвуют охотно, а вот на образовательные программы денег не дают.

В заключение выступил представитель Синодального отдела по делам молодежи Александр Ракитин, который говорил об успешном опыте организации досуга для воцерковленных и не очень детей: это православные лагеря, скаутские организации, военно-патриотические клубы и т.д. Выступавший считает, что досуговые детские центры должны стать одним из приоритетов в каждой епархии РПЦ.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Церковная школа»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.kateh.ru

Все новости раздела






Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»